ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ, Исидор Младший - Страница 8

Девятнадцатая книга посвящена кораблям и их устройству, а также архитектуре, скульптуре, живописи, ткачеству, прядению и различным видам одежды, обуви и украшений. В двадцатой книге речь идёт о пище и питье, столовых приборах, мебели, колёсных средствах передвижения, сельскохозяйственных и садоводческих инструментах, конской сбруе. Несмотря на множество сведений, которые Исидору Севильскому удалось собрать, его труд так и остался незаконченным. При составлении «Этимологий» Исидор Севильский опирался на обширный материал, заимствованный им из текстов как языческих (Тацита, Плиния, Цицерона, Овидия и др.), так и христианских авторов (Евсевия, епископа Кесарии Палестинской, Иеронима Стридонского, Викторина Мария, Гиппонского епископа Августина Блаженного и др.). Энциклопедический труд Исидора Севильского получил широкое распространение в средневековой Европе и использовался не только как собрание всевозможных сведений, но и как средство для изучения древних текстов. Исследователи предполагают, что наиболее раннее сочинение Исидора Севильского – «О различиях» («Differentiae»). Первая книга озаглавлена «О различиях слов» («De differentiis verborum»); она представляет собой алфавитный список латинских синонимов и омонимов, содержащий более 600 пар слов, для разъяснения значения которых Исидор Севильский часто обращается к методу этимологии. Во второй книге, которая называется «О различиях вещей» («De differentiis rerum»), рассматриваются некоторые богословские термины и понятия, сходные по словесной форме, но различающиеся по значению. Понятия расположены по тематическому принципу в последовательности, характерной для изложения христианского вероучения: Бог Троица и Божественные имена (главы 1–7), домостроительство Воплощения и спасения (главы 8–10), творение мира (глава 11), рай (глава 12), космология (главы 13–15), грехопадение (глава 15), человек и его природа, части человеческой души и тела, возрасты человека (главы 16–30), борьба плоти и духа, божественная благодать и человеческая свобода воли, закон и Евангелие (главы 31–33), жизнь деятельная и созерцательная (глава 34), христианские добродетели: вера, надежда, любовь, мудрость (главы 35–38), различные философские науки и четыре естественные добродетели (глава 39) и основные пороки (глава 40). Лексико-этимологические построения в этой части минимальны, но встречается немало заимствований из сочинения «Моралии на Иова» Римского епископа Григория I Великого (Двоеслова). Весь трактат имеет по преимуществу дидактический характер и предназначен для образования священнослужителей. На основании данных рукописной традиции исследователи предполагают, что две книги этого трактата были написаны Исидором Севильским в разное время; впоследствии они подверглись редактированию и переработке, вследствие чего многие главы существуют в двух разных редакциях. Небольшой трактат – «О природе вещей» («De natura rerum»; современное издание «De natura rerum liber», 1857 г.) – был известен в Средние века также под названием «Книга колёс» («Liber rotarum») из-за содержащихся в нём шести круговых диаграмм. Сочинение было написано Исидором Севильским около 613 г. или в 621 г. по просьбе короля Сисебута. В трактате в сжатом виде излагаются античные и христианские представления о физическом мире и его устройстве: о времени и его частях (дне и ночи, неделе, месяце, годе, временах года), о солнцестоянии, равноденствии, мире и его частях, элементах, небе, семи планетах и их вращении, водной стихии, солнце, луне, их вращениях и затмениях, о звёздах, их названиях и движениях, атмосферных явлениях, эпидемиях, океане, морях и реках, положении земли, её частях, вулканах и землетрясениях и др. Отдельные части трактата впоследствии были включены Исидором Севильским в состав «Этимологий».

 



 
PR-CY.ru