ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ, Исидор Младший - Страница 5

После нескольких канонов, посвящённых положению вольноотпущенников, принадлежавших клирикам (67–74), последним своим каноном (75) Собор подтвердил лишение Свинтилы королевского титула, почестей и всего имущества и признал Сисенанда новым законным королём. Также была произнесена анафема всякому, кто впредь попытается свергнуть с престола законного короля Испании и узурпировать трон, и принято важное решение относительно престолонаследия: новый испанский король должен избираться на собрании готской знати и епископов. Таким образом, участники Собора укрепили союз Испанской церкви с государством и подтвердили политические права церкви. Подробности о кончине Исидора Севильского известны исследователям из рассказа его ученика, клирика Редемпта. Когда Исидор Севильский после продолжительной болезни понял, что дни его сочтены, он с удвоенной силой занялся благотворительностью. В течение шести месяцев к нему в епископскую резиденцию ежедневно приходило множество нищих и нуждающихся, которым Исидор Севильский раздавал средства на пропитание. Когда его болезнь усилилась, Исидор Севильский призвал к себе епископа Иоанна и епископа Епартия, чтобы те приняли у него исповедь, которую Исидор Севильский решил принести публично в храме. Исидор Севильский сел в центре храма перед алтарной преградой, епископы приняли у него исповедь, после чего причастили его. Вслед за тем Исидор Севильский испросил прощения у окружающих, призвал всех забыть взаимные обиды и повелел раздать нищим имущество, которое останется после него. Затем его отвели в келью, где Исидор Севильский через четыре дня мирно скончался. Место погребения Исидора Севильского исследователям точно не известно. Согласно древнему преданию, его тело было положено в фамильной гробнице рядом с могилами брата епископа Леандра и сестры Флорентины. Авторство содержащей эти сведения эпитафии позднее приписывалось епископу Ильдефонсу. Согласно другому преданию, Исидор Севильский был погребён в основанной им церкви в Сантипонсе (к северо-западу от города Гиспалис). В декабре 1063 г. по приказу короля Фердинанда I мощи Исидора Севильского были перенесены в город Леон, столицу северного испанского королевства, и захоронены в церкви Иоанна Предтечи, которая впоследствии была переименована в церковь св. Исидора. Здесь они находятся и в настоящее время, помещённые в серебряную раку. Начиная с IX в. Исидор Севильский почитался как святой и чудотворец; его память включалась в западные церковные календари и мартирологи. Хотя ещё в 653 г. на восьмом Толедском соборе Исидор Севильский был назван «выдающимся учителем и последним украшением кафолической Церкви…, учёнейшим мужем конца веков», лишь папа Иннокентий XIII 25 апреля 1722 г. официально провозгласил Исидора Севильского учителем католической церкви. О литературных трудах Исидора Севильского исследователям известно из сообщений его современников. Епископ Браулио восторженно отзывался о талантах Исидора Севильского и называл его «мужем несравненной мудрости», утверждая, что Исидор Севильский «был образован во всех родах высказываний и умел приспосабливаться к пониманию как образованного, так и необразованного (слушателя) качеством своей речи». Епископ Браулио приводит список 17 сочинений Исидора Севильского, отмечая, что существовало и много других его творений. Епископ Ильдефонс называл Исидора Севильского «мужем, обладавшим многими добродетелями и талантами, который снискал столь изобильное и сладкое красноречие, что свойственное ему удивительное богатство выражения приводило слушателей в оцепенение».

 



 
PR-CY.ru