ИСКУПЛЕНИЕ - Страница 51

Негативную оценку со стороны академической профессуры получила также и догматическая система протоиерея Николая Платоновича Малиновского, изданная в 1895–1909 гг. под названием «Православное догматическое богословие». В отношении раздела об искуплении Иларион (Троицкий) заметил, что «принципиальное содержание этого раздела не только скудно, но местами убого». Несмотря на данное обстоятельство, именно «Догматика» протоиерея Н.П. Малиновского вытеснила в начале XX в. в качестве основного учебного пособия «Догматику» митрополита Макария. В определённой мере протоиерей Н.П. Малиновский следует классическому западному пониманию искупления как удовлетворения правде Божьей, которое стало «первым и главнейшим благом жертвы Христовой» и «было необходимым потому, что этого требовал закон вечной и всесовершеннейшей правды Божьей». Тем не менее, он пытается смягчить правовой подход к теме искупления, высказываясь против «односторонности» юридической теории. От сотериологии догматической системы митрополита Макария взгляды протоиерея Н.П. Малиновского отличаются, в первую очередь, тем, что он старается избегать употребления понятий «оскорбление», «уплата долга» и придаёт большее значение в искуплении воплощению Спасителя. Догматике протоиерея Н.П. Малиновского свойственно заимствование из трудов сторонников «нравственной» теории искупления, а именно протоиерея Павла Яковлевича Светлова. В контексте мысли протоиерея П.Я. Светлова протоиерей Н.П. Малиновский высказывается об искуплении как о примирении Бога с человеком и человека с Богом, как о восстановлении общения и союза Бога и человека. Вместе с тем протоиерей Н.П. Малиновский, говоря об отношениях Бога и людей, вносит в свои рассуждения элемент психологизма: «Восстановить этот союз люди не могли собственными силами, потому что не могли очиститься от грехов. Точно так же и Бог не мог прямо и непосредственно примириться с ними, потому что Он, как святой, отвращается от греха». Поэтому «проявление любви задерживалось в глубине Божественного существа». Оставаясь юридическим по существу и противоречивым в частностях, изложение учения об искуплении в курсе протоиерея Н.П. Малиновского не внесло ничего нового в учебные руководства по догматическому богословию. Наименование «нравственная» теория употребляет в работе «Об искуплении» (1915 г.) профессор Казанского университета священник Николай Васильевич Петров. Наиболее яркими сторонниками этого направления стали протоиерей П.Я. Светлов, Михаил Михайлович Тареев, Виктор Иванович Несмелов. Логическое завершение «нравственная» теория находит у митрополита Антония (Храповицкого), «в работах которого она разрешается в откровенную ересь». Труд протоиерея П.Я. Светлова «Крест Христов: Значение Креста в деле Христовом» стал попыткой опровергнуть «юридическую» теорию искупления. Сам автор, пытаясь охарактеризовать свои исследования в этой области, заявлял, что «преследовал две цели: 1) старался выяснить ложь «юридического» воззрения на искупление и 2) дать взамен его воззрение на искупление в духе библейско-этическом и согласно с руководящими началами воззрения святоотеческого».

 



 
PR-CY.ru