ИСКУПЛЕНИЕ - Страница 52

Под «юридическим воззрением», которое протоиерей П.Я. Светлов понимал как признак «ложного православия», он имел в виду, прежде всего, изложение догмата искупления в труде митрополита Макария и зависимых от него учебных курсах. Критика юридического подхода у протоиерея П.Я. Светлова исследователи не находят целостной, поскольку его оценки противоречивы: первоначально заявляя, что в «толковании традиционного богословия догмат искупления получает вид учения, не сообразного ни с разумом, ни с совестью, и делается не столько тайною, сколько нелепостью, соблазном и камнем преткновения для веры», он затем смягчает свою позицию: «Здесь мы подошли к настоящей оценке «юридизма»: он односторонен. Это не значит, что он совершенно ложен, – нет, это только значит, что в нём не вся правда, что он отчасти ложен, отчасти истинен, т.е. истинен относительно». При осмыслении догмата искупления протоиерей П.Я. Светлов ставит своей задачей «органическое» совмещение двух понятий – юридизма и любви. Говоря о сути искупительной Жертвы Христа, он подчёркивает, что она заключалась в «восстановлении нарушенного грехом союза между Богом и человечеством». Для этого потребовалось выполнение нескольких условий: «а) Бога примирить с людьми и б) людей примирить с Богом». В этом и заключалась сущность земной жизни Спасителя. Таким образом, искупительное дело Христа имеет «две органически связанные между собою стороны», именуемые протоиереем П.Я. Светловым «объективная» и «субъективная». Объективной стороной искупления становится восстановление союза со стороны Бога «посредством изменения внутреннего отношения к людям в Существе Божием», а субъективной стороной тот же союз восстанавливается посредством «изменений в духовно-нравственном существе самого человека». При описании «объективного» момента у протоиерея П.Я. Светлова проявляется смешанное отношение к правовой стороне искупления человечества: «Главнейшее благо Креста, относящееся к объективной стороне искупления, то есть примирения Бога с людьми, достигается не чем иным, как крестным удовлетворением правде Божьей». Попыткой отгородиться от сторонников правовой теории искупления стало решение протоиерея П.Я. Светлова именовать правосудие Божье «любовию в оборонительном положении», доказывая, таким образом, что удовлетворение было принесено божественной любви. Особенностью сотериологии протоиерея П.Я. Светлова исследователи считают введение понятия «субъективная сторона искупления». При этом терминологическое различие «объективного» и «субъективного» не означает различия по существу, которое предполагало бы разделение единого дела искупления на два, пусть и взаимно направленных, процесса. По мнению протоиерея П.Я. Светлова, субъективная сторона искупления представляет собой «индивидуальную сатисфакцию», которая «крестною Голгофскою жертвою не только не отменяется, но, напротив, предполагается и утверждается». Более того, крестная смерть Спасителя делает «возможным всецелое исполнение безусловного требования удовлетворения правде Божьей со стороны каждого человека», ибо «Сын Божий пришёл только для того, чтобы облегчить и сделать нам (каждому из нас) возможным исполнение этого безусловного требования, а не отменить его».

 



 
PR-CY.ru