ИСКУПЛЕНИЕ - Страница 53

Таким образом, протоиерей П.Я. Светлов подчёркивает значимость индивидуальных аскетических усилий наряду с глобальной значимостью Жертвы Христа. В духе «нравственной» теории объясняется тема искупления в труде «Метафизика жизни и христианское откровение» профессора Казанской духовной академии В.И. Несмелова, для которого искупление есть «основной догмат христианского вероучения». В.И. Несмелов выступает как критик «юридической» теории, подчёркивая, что в таком представлении об искуплении сказывается «языческое понимание христианства», определяющее спасение исключительно как избавление от наказания за грех, а не как достижение праведности. Искупление для В.И. Несмелова неразрывно связано с творением мира, т.к. только «благодаря» тому, что Бог сотворил мир, и существует грех. По логике В.И. Несмелова, Бог несёт «ответственность» за созданный Им космос, а значит, не может абстрагироваться от творящегося в нём зла. Поэтому искупление «в том именно и состоит, что Бог сохраняет жизнь грешного мира, уничтожив его грехи, в силу которых он необходимо является повинным смерти, смертью Своего Сына». Это стало возможным из-за «особенного отношения» Бога Слова к миру как Творца, Который только и может принять на Себя грехи мира, «и, значит, Своею смертью Он действительно может уничтожить их». Связь между творением мира и искуплением приводит В.И. Несмелова к мысли, что если Богу угодно, «Он может принять на Себя грехи не только людей, но и грехи всех падших духов, и даже грехи первого виновника падения – самого дьявола, и все грехи всего грешного мира Он может уничтожить одним и тем же актом Своей добровольной смерти». Рассуждая о плодах искупления, В.И. Несмелов подчёркивает их потенциальный характер для человека, потому что крестная смерть Спасителя «собственно не избавляет грешника от погибели, а только даёт ему действительную возможность достигнуть своего действительного спасения». Эта мысль иллюстрирует основное положение «нравственной» теории: искупление субъективно усвояется каждым человеком и реализуется им в жизни через «подражание» Христу, совершаясь «лишь совместною деятельностью Бога и грешника». Особое значение В.И. Несмелов придаёт не столько крестной смерти Христа, которая, хотя и «составляет необходимое условие к достижению человеком своего действительного спасения», всё же не избавляет его от смерти, сколько Воскресению, ставшему Божьим спасением для погибших людей в силу восприятия Христом всецелого человеческого естества. По мнению исследователей, полностью освободиться от «юридического» взгляда на искупление В.И. Несмелову не удалось. В его суждениях они нередко встречают укоренённое в тезисе об абсолютности свойств Божьих противопоставление вечного «закона неумолимой правды» божественной любви и милосердию, ведущее, в свою очередь, к ограничению деяний Бога понятием справедливости. Таким образом, в воззрениях В.И. Несмелова, по мнению исследователей, были совмещены две концепции искупления: «юридическая» теория выразилась в использовании правовых терминов и учении об абсолютности свойств Божьих; «нравственная» – в подчёркивании субъективной стороны спасения и значения земной жизни Спасителя как образца для подражания.

 



 
PR-CY.ru