ИСКУПЛЕНИЕ - Страница 54

Иларион (Троицкий) касался темы искупления в некоторых статьях и выступлениях. По мнению исследователей, для его позиции характерно резкое отвержение западного влияния на православную сотериологию: «В схоластическом учении о спасении, прежде всего, должны быть снесены два форта, два понятия: удовлетворение и заслуга. Эти два понятия должны быть выброшены из богословия без остатка, навсегда и окончательно». Излагая собственное понимание домостроительства спасения, Иларион (Троицкий) отмечает, что его источником является единение природ в Богочеловеке, которое становится для людей сотериологически актуальным в силу единства и тождественности человеческой природы. Суть искупления для него заключается в отречении Спасителя от греховной воли человека, которое произошло во время распятия на Голгофе. Голгофа и Крест являются для Христа не чем иным, как переломом сознания и воли грешного человечества, т.к. именно с болью и страданием совершается любой нравственный перелом. Через человеческую природу во Христе этот перелом смог коснуться человечества в целом и помочь ему преодолеть собственную греховную волю. Такой психологический подход с акцентом на «переломе сознания и воли» Христа на Голгофе характеризует сотериологические воззрения Илариона (Троицкого) как отчасти принадлежащие к «нравственной» теории искупления. Схожая мысль прочно обосновывается в богословском наследии митрополита Антония (Храповицкого), для которого центральным моментом искупления является Гефсиманское моление, а не крестная смерть Сына Божия. Митрополит Антоний (Храповицкий) создал концепцию искупления, отличную не только от «юридических», но и от предшествовавших «нравственных» теорий. Значительное влияние на формирование его сотериологических взглядов оказало творчество Фёдора Михайловича Достоевского, что выразилось в общем психологическом подходе к богословской проблематике. Наиболее полно своеобразное понимание искупления митрополитом Антонием (Храповицким) изложено в опубликованной в 1917 г. статье «Догмат искупления», а также в составленном им через два года «Опыте христианского православного катехизиса» (издано в 1924 г.). Рассуждая о формировании теории искупления, митрополит Антоний (Храповицкий) «находит, что одни из исследователей сами не могли освободиться от юридического понимания (протоиерей П.Я. Светлов, профессор В.И. Несмелов), другие уклоняются от полного решения этого вопроса (архиепископ Иларион)». Поэтому митрополит Антоний (Храповицкий) решает «дать такую посильную работу, в которой истолкование сего догмата было бы центральной идеей», и самостоятельно ответить на вопрос, в чём заключается суть искупления.

 



 
PR-CY.ru