ИСКУПЛЕНИЕ - Страница 57

«Христос принёс искупительную жертву в Своей крови и принял на Себя грехи мира. …Во Христе мы примиряемся с Богом. Он есть для нас посредник, верою в Него мы узнаем себя оправданными пред Богом». Ключевые мысли по вопросу об искуплении кратко изложены протоиереем С.Н. Булгаковым в автореферате сочинения «Агнец Божий». Отправной точкой является положение об ответственности Бога за восстановление согрешившего человека в его прежнем достоинстве, обусловленной тем, что именно Господь наделил Своё высшее творение свободой. Искупление выступает в данном случае как исцеление «греховной удобопревратности», которое происходит через возведение «человека к предназначенному для него богочеловечеству». При этом искупление становится делом не только Бога Слова, но есть «совокупный акт всей Святой Троицы», в рамках которого «Богочеловек в силу единства Своей человеческой природы с общечеловеческой природой отождествляется с ветхим Адамом и силой сострадательной любви делает его грех Своим собственным». Ключевой момент искупления простирается сразу на несколько евангельских событий: смертная чаша греха принимается духовно в Гефсимании, телесно – на Голгофе, завершаясь смертью. К плодам искупления относится, по мнению исследователей, во-первых, выстраданный телесно и духовно «как бы эквивалент всех человеческих грехов, всех адских мук за грехи» – через это страдание происходит упразднение силы греха; во-вторых, примирение Бога и людей, «которые своей свободой восхотят воспринять и усвоить это примирение». Главными сторонниками «органической» теории были представители русской эмиграции XX в. протоиерей Г.В. Флоровский и Владимир Николаевич Лосский. Выражением взглядов протоиерея Г.В. Флоровского на искупление стала его статья «О смерти крестной», в которой искупление рассматривается в контексте исцеления и обожения повреждённой грехом человеческой природы. «В воплощении Слова человеческое естество не только помазуется сверхъизбыточным излиянием благодати, но приемлется в ипостасное единство со Словом, как «собственное» Ему человечество, уже нераздельно и неразлучно соприсущее Ему в Его собственной ипостаси... В этом восприятии человеческого естества в непреложное общение Божественной жизни древние отцы видели смысл спасения, смысл искупительного дела Христова». Воплощение мыслится протоиереем Г.В. Флоровским как «некое воскрешение человеческого естества», которым искупительное дело Христа не может закончиться, т.к. «Воплощением только начинается Евангельская история Бога Слова». Дело искупления исполняется в крестной смерти, которой предшествует последовательное прохождение Христом положенных человеку стадий физического развития, «в полноте человеческих возрастов», в чём выразилось «некое самоограничение, некий кеносис Божественной воли». Поэтому искупительным является не только воплощение Бога Слова, но и Его вочеловечение как выражение принятия Им всей полноты человеческой жизни. Вместе с тем особо подчёркивается то обстоятельство, что человеческая природа Искупителя была свободной от первородного греха, благодаря чему Он «уже может не умереть (potens non mori), хотя ещё и может умереть (potens autem mori)».

 



 
PR-CY.ru