ИСКУПЛЕНИЕ - Страница 55

Ответить на этот вопрос – значит, показать, каким образом воплощение, страдания и воскресение Сына Божия непосредственно влияют на жизнь конкретного христианина; «значит, указать на связь этих священных событий с нашим стремлением к совершенству, с нашею внутренней борьбою между добром и злом»; «значит, ответить, чем помогает нам Христова страсть в этом деле, почему без неё мы не могли бы достичь святости в общении с Богом». Предварительное определение искупления у митрополита Антония (Храповицкого) таково: искупление «есть не иное что, как дарование нам благодатной способности совершать своё спасение, а спасение есть духовное совершенствование чрез нравственную борьбу и богообщение». Основным для объяснения сущности искупления является понятие сострадательной любви Божьей как силы. По логике митрополита Антония(Храповицкого), действие этой силы постоянно наблюдается людьми в их жизни и состоит в том, что нравственное возрождение человека происходит всегда под воздействием со стороны, которое приобретает различные виды: увещания, примера, молитвы. Залог действия этой силы состоит в наличии сострадательной любви, являющейся страданием для её носителя. Таким образом, сострадательная любовь Христа является «искупительным страданием», которым именно «возрождает нас Господь». Естественным продолжением такого размышления становится мысль о том, что наибольшей силы в течение евангельской истории сострадательная любовь Христа достигает в Гефсиманском молении, делая этот момент искупительным. «Должно думать, что в ту Гефсиманскую ночь мысль и чувство Богочеловека объяло всех падших людей в числе их многих миллиардов и оплакало с любовною скорбью всякого в отдельности, что, конечно, было доступно только сердцу Божественному, всеведущему. В этом и состояло наше искупление». В своих рассуждениях митрополит Антоний (Храповицкий) исходит из понимания человечества как единого целого. Для него «”единая природа” человеков не есть только абстракция, “отвлечённое понятие”, но именно “реальная сущность”», которая позволяет Христу «передать Свою святость в сердца других людей, не нарушая их свободы». Подобно протоиерею П.Я. Светлову, митрополит Антоний (Храповицкий) рассматривает дело искупления с объективной и субъективной стороны. Объективная сторона состояла в том, что Христос Своей человеческой природой соединяется с каждым человеком, «рассекает установленную грехом преграду между людьми и восстанавливает первобытное единство естества». Субъективная сторона искупления состоит в подражании человека Христу в деле Его сострадающей любви, помогающей воссоединённому теперь человеческому роду возрождать и спасать своих отпавших членов.

 



 
PR-CY.ru