ИОСИФ, Шумлянский Иван - Страница 9

Автором книги, подписавшимся как «Друг Восточной Церкви», был иезуит Теофил Рутка. Об участии Иосифа в издании книги 6 февраля 1679 г. сообщил в Рим нунций. После провала созванного по инициативе короля в январе 1680 г. в Люблине Собора православных и униатов, на котором православные епископы Речи Посполитой должны были объявить о подчинении папе, открытого присоединения к унии Иосифа (Шумлянского) и Иннокентия (Винницкого) активно добивался униатский митрополит Киприан Жоховский (Иннокентий, который дал согласие принять унию, по ходатайству Иосифа был хиротонисан во епископа Перемышльского 1 декабря 1680 г.). 10 января 1681 г. по инициативе Киприана Жоховского началось обсуждение данного вопроса на сейме в Варшаве. К 18 марта епископы сформулировали условия оглашения их перехода в унию, настаивая на отсрочке церемонии до тех пор, пока в их епархиях не будет завершена работа по привлечению к унии всей паствы, и требуя предоставления им мест в сенате Речи Посполитой. Иосиф (Шумлянский), епископ Иннокентий (Винницкий) и представители королевского двора приняли «Артикулы». При условии оглашения православными епископами своего присоединения к унии польские власти обещали уравнять православных в правах с католиками, в первую очередь, в городах (допускать православных в состав магистратов), возвратить Галицкой кафедре ранее захваченные у неё польской шляхтой имения, подчинить ставропигиальные братства епархиальным архиереям, ограничить права патроната в государственных имениях, способствовать усилению контроля епископа за деятельностью монастырей епархии, обеспечить невмешательство католических иерархов в юрисдикцию епископов «греческого обряда», открыть духовную семинарию. В марте 1681 г. «Артикулы» были утверждены королём. Иосиф добивался того, чтобы королевский привилей был засвидетельствован решением сейма, но в значительной мере из-за противодействия Ватикана решение сейма не было принято. 26 марта 1681 г. в часовне при королевском замке в Варшаве в присутствии короля, Киевского католического епископа Станислава Яна Витвицкого и Киприана Жоховского Иосиф (Шумлянский) и Перемышльский епископ Иннокентий (Винницкий) произнесли католическое «Исповедание веры», поставили подписи под католическим Символом веры и под признанием власти папы, о чём Иосиф на следующий день в письме сообщил Иннокентию XI. Вместе с епископами тайными униатами стали три наиболее влиятельных клирика в юрисдикции Иосифа: архимандрит волынского Овручского монастыря Сильвестр (Творовский), архимандрит Милецкого монастыря Стефан (Горяин) и архимандрит Уневского монастыря Варлаам (Шептицкий). В июле-августе 1681 г. папа прислал поздравительные послания обоим иерархам, призывая их к утверждению унии в их епархиях. Иосиф (Шумлянский) и епископ Иннокентий (Винницкий) заявили, что они объявят в своих епархиях о присоединении к унии, когда сейм особой конституцией подтвердит права, предоставленные православной церкви королевским привилеем, и просили папу содействовать принятию такого решения. Однако Римский понтифик не дал на это согласия, папский нунций получил предписание не допускать обсуждения соответствующего текста на сейме.

 



 
PR-CY.ru