ИОСИФ, Шумлянский Иван - Страница 21

Особое внимание Иосиф уделяет внешнему виду священнослужителей и поведению в общественных местах как важнейшим показателям их социального статуса. Он писал, что в прежние годы многие священнослужители внешне ничем не отличались от крестьян, из-за чего землевладельцы презирали православных клириков, а католическое духовенство их высмеивало. Епископ требует, чтобы духовные лица были опрятно одеты, носили дорогие одежду и обувь. Если священники будут иметь дорогую одежду, то они будут выглядеть «пристойне станови своему духовному» и будут похожи больше на «панов», чем на крестьян. Тогда и прихожане и «паны» будут уважать священнослужителей как «благородных и честных». Иосиф строго запрещает клирикам ходить в «постолах» (лаптях), за этот проступок виновные должны привлекаться к церковному суду «през инсигаторов духовных». (И.Я. Франко отметил, что повеление Иосифа священнослужителям брать пример с «панов» противоположно заветам другого уроженца Галичины – Иоанна (Вишенского), который призывал православное духовенство и мирян к аскетизму как к способу сохранить православие и национальную идентичность в условиях гонений.) О высоком социальном статусе («благородстве») священнослужителя, по мнению Иосифа, свидетельствует также умение говорить проповеди. Епископ предписывает произносить поучения в храмах в воскресенья и в праздники. Проповедь должна быть посвящена духовным темам и не должна содержать «басни» или шутки. Иосиф рекомендует объяснять прихожанам Символ веры, ангельское приветствие Богородице, другие молитвы, но лучше всего читать им «учительные и богодухновенные книги», в частности, труд Иосифа «Зерцало...» («...от мене вам умыслне для духовной забавы и науки выданную в уневской друкарне книжку, названную Зверцадло»). «Метрику...» завершают публикация священнической присяги с кратким объяснением и похвала Иосифа королю Яну Собескому, давшему привилей на открытие Львовской типографии, в которой была напечатана книга. Иосиф отмечает, что вырученные от продажи «Метрики...» деньги пойдут на содержание типографии. О литературном даровании Иосифа свидетельствуют его стихотворения, написанные на разговорном украинском языке и посвящённые событиям, в которых епископ принимал участие. В стихотворении, рассказывающем о Венской битве 1683 г., когда Иосиф был ранен в плечо («Послухайте, що з вас живо»), повествуется о героизме и потерях, понесённых польским войском. В конце звучит призыв ко всем христианам Речи Посполитой объединиться в борьбе против мусульман. Иосиф обращается, в частности, к запорожским казакам: «Запорожцы, станьте з нами, адже буде Бог за вами». Почти идентичное по содержанию стихотворение было составлено Иосифом как критика гетмана Ивана Самойловича за его отказ от участия в Венской битве. В виршах содержатся следующие слова: «Жалься, Боже, на гетьмана Самойловича Ивана, що заказал христианам пойти против бусурманов» (это стихотворение вошло в «Летопись Самуила Величко»). По мнению Михаила Степановича Возняка, Иосиф также является автором стихотворения «Ой летила голубонька з Украины», впоследствии ставшего народной песней.



 
PR-CY.ru