ИОСИФ, Шумлянский Иван - Страница 5

Имения Киево-Печерского монастыря Иосиф неоднократно передавал в аренду светским лицам. Так, 29 апреля 1689 г. Иосиф передал ряд владений в управление волынскому шляхтичу Дмитрию Жабокрицкому. 29 декабря 1684 г. Иосиф подчинил себе большинство православных приходов Киевского воеводства, назначив управлять ими своего наместника – игумена Колодяженского монастыря Иосифа (Блонского). К середине 1680 гг. Иосиф также завладел имуществом киевских монастырей на Правобережье. В частности, 29 января 1679 г. король передал епископу принадлежавший киевскому Братскому в честь Богоявления монастырю Михайловский монастырь в Гоще (современная Ровненская область, Украина) и скит в селе Курозваны. Иосиф стремился к разрыву связей между Правобережьем и находившимся под русской властью Киевом. В 1690 г. митрополит Гедеон (Святополк-Четвертинский) жаловался на то, что наместники Иосифа отбирали у священников присланные из Киева антиминсы и миро. В 1684–1687 гг., после изгнания католиками православного Луцкого епископа Гедеона (Святополк-Четвертинского), Иосиф исполнял обязанности местоблюстителя Луцкой кафедры (был назначен администратором епархии декретом короля от 17 декабря 1684 г.), что привело к охлаждению отношений между Иосифом и Гедеоном, который стал в 1685 г. митрополитом Киевским и Галицким. 16 мая 1687 г. благодаря усилиям Иосифа состоялась хиротония во епископа Луцкого и Острожского его брата Афанасия; хиротонию помимо Иосифа совершил Сучавский митрополит Досифей (Барилэ). Некоторое время Иосиф был администратором молдавской Сучавской митрополии (на основании королевского привилея от 12 февраля 1694 г.). Распространение власти Иосифа на столь значительные территории исследователи во многом объясняют его активным участием в политической жизни Речи Посполитой и гетманства, а также связями с могущественными шляхетскими родами, в частности, с Радзивиллами и Яблоновскими. Благодаря связям с королевским двором Иосиф многого достиг в обеспечении православного духовенства и епархиальных учреждений правовыми гарантиями и «вольностями» со стороны короля (в королевских имениях Подольского и Русского воеводств), а также в ограниченном масштабе со стороны польской магнатерии (например, великого гетмана коронного Станислава Яна Яблоновского). Соответствующие королевские дипломы, частично опиравшиеся на Гадячский договор, относились как ко всему духовенству епархии, так и к отдельным учреждениям. Некоторые акты касались православных жителей отдельных местностей (прежде всего, Львова), духовенства в королевских староствах (Барском, Калушском, Снятынском и др.) и в личных владениях монарха, монастырей (в частности, Креховского Преображенского), церковных братств (в первую очередь, львовского Успенского). Наиболее значимые для Львовской православной епархии привилеи короля были изданы 26 апреля 1670 г. и в начале марта 1676 г. Они номинально уравнивали в правах православных мирян и духовенство с римо-католиками, освобождали православных священнослужителей от уплаты денежных и натуральных налогов, а также от светского суда. Реализация королевских привилеев во Львовской епархии натолкнулась на сопротивление латинского клира и большинства местной шляхты. Даже в королевских староствах не всегда удавалось добиться их осуществления.

 



 
PR-CY.ru