ИОРДАН - Страница 9

Раввин Иехуда бен Элай, давая урок ученикам, однажды совершил в водах Иордана ритуальное омовение. Слова Иов. 40:18 («вот, он (бегемот) пьёт из реки и не торопится; остаётся спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его») получают толкование уже в раввинистической экзегезе: «...Сколько (воды) Иордан собирает за шесть месяцев, столько пьёт бегемот одним глотком» (иначе это место толкуется в кумранском Таргуме Иова: «Когда Иордан (омывает) свой берег, он верит, что Бог его принимает»). Иисус Христос принимает в Иордане крещение от Иоанна Предтечи (Мк. 1:9). Но в дальнейшем Иордан не играет заметной роли в служении Иисуса Христа. Толкование наименования Иордана как «схождение» встречается у Оригена и Амвросия Медиоланского. Христиане считали это название состоящим из двух частей; в дальнейшем эта традиция сохраняется. В раннехристианской письменности ветхозаветные тексты, упоминающие Иордан, получают различные толкования. Прежде всего, они связаны с богословием крещения. Посох, с которым в руках патриарх Иаков перешёл Иордан (Быт. 32:10), рассматривается как символ Креста. Чудо с топором, совершённое пророком Елисеем (4 Цар. 6:1–7), получает типологическое толкование у Иустина Философа. У Тертуллиана Иордан понимается как символ мира сего, погрязшего в грехе, но освобождённого Крестом Христовым. Чудо о топоре, утонувшем и всплывшем, прообразует сошествие Христа в преисподнюю (in inferni profunda descendens) и Его воскресение. Род человеческий по своей гордыне освободился от руки Божьей и погрузился в реку изобилия, Иордан – знак этого мира, где всё подчинено желанию добиться изобилия и получить удовольствие. Но есть и положительные толкования Иордана. Переход израильтян через реку, так же как и переход через Чермное море во времена исхода, является самым распространённым в святоотеческой традиции символом крещения. Ориген разделял эти два события: переход через Чермное море он сопоставлял с оглашением катехуменатов, а переход через Иордан соотносил уже непосредственно с крещением. Феодорит Кирский видит в этом переходе указание на крещение Христа в водах Иордана. Это христологическое истолкование раскрывается в православном богослужении, в песнях канона на Богоявление: «По разделении Иордана в древности народ израильский проходит по суше, прообразуя Тебя, Всесильного, Который ныне по струям неукоснительно проводишь тварь на неуклонную и лучшую стезю» (На Богоявление, второй канон, глас 2, песнь 7). Разделение вод Иордана (Нав. 3:16) показывает, что с боговоплощением (in adventu arcae Dei, i.e. adventu corporeo) часть человечества освобождается от греха и смерти, другая часть погружается в море, т.е. в мир, остающийся под проклятием греха.

 



 
PR-CY.ru