ИОРДАН - Страница 3

Большая часть упоминаний Иордана в Ветхом Завете связана с тем, что река являлась рубежом, водоразделом или протекала по границе между территориями. Наиболее раннее упоминание связано с рассказом о Лоте, который выбрал как пастбища для своих стад «окрестность Иорданскую», она «вся... орошалась водою, как сад Господень» (ср.: Быт. 13:10). Сыны Израилевы, вступая с востока в пределы земли обетованной, пересекли Иордан напротив Иерихона, и воды реки расступились перед ковчегом завета (Нав. 3–4). Сам рассказ о переходе через Иордан, по убеждению толкователей, в современной форме является итогом достаточно сложной истории предания. В описании события и места перехода через Иордан говорится: «Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Солёное, ушла и иссякла» (Нав. 3:16). Здесь же говорится, что вода остановилась, только когда священники, державшие ковчег завета, коснулись вод потока (Нав. 3:13, 15). Взятые из Иордана по повелению Иисуса Навина 12 камней (от каждого колена – Нав. 4:20–21) были установлены как памятники либо «среди Иордана на месте, где стояли ноги священников, несших ковчег завета» (Нав. 4:8–9), либо в Галгале (Нав. 4:20), после перехода реки, где израильтяне сделали обрезание (Нав. 5:3). После захвата Ханаана Верхний Иордан служил восточной границей удела колена Неффалима (Нав. 19:33–34), а Нижний Иордан – восточной границей уделов Иссахара (Нав. 19:22), Ефрема (Нав. 16:7), Вениамина (Нав. 18:12) и Иуды (Нав. 15:5). К востоку от Иордана, уже за пределами Ханаана, находились уделы колен Рувима и Гада (Числ. 32), а удел колена Манассии разделялся Иорданом пополам (Нав. 16:7). В Книге Судей Израилевых берега Иордана – это место постоянных сражений с моавитянами (Суд. 3:28); мадианитянами, амаликитянами, аммонитянами (Суд. 6:33; 7:24; 8:4); место междоусобиц (Суд. 12:5–6). Возле переправы через Иордан сражался с филистимлянами царь Саул (1 Цар. 13:5–7). Давид неоднократно пересекал Иордан в дни победоносных сражений и в дни поражений (2 Цар. 10:17; 17:22–24; 19:15–18, 31–41 и др.). Пророк Илия милотью рассёк и остановил воды Иордана (4 Цар. 2:8) и с берегов реки вознёсся в огненной колеснице на небо (4 Цар. 2:11). Чудо Илии повторил пророк Елисей – после вознесения Илии Елисей, получивший дар чудотворения, взял милоть Илии, ударил ею по воде Иордана, и вода расступилась перед ним (4 Цар. 2:14). Здесь, у Иордана, Елисей совершил чудо с топором одного из «сынов пророков», который уронил его в Иордан: Елисей бросил на воду кусок дерева, и топор всплыл (4 Цар. 6:6). В 4 Цар. 5 передаётся история исцеления от проказы сирийского военачальника Неемана, которому Елисей повелел омыться семь раз в водах Иордана, после чего Нееман исцелился (4 Цар. 5:11–14). В Новом Завете Иордан – это, прежде всего, место проповеди Иоанна Предтечи, который крестил в водах Иордана Иисуса Христа и первым открыл Его избранному народу как Мессию-Спасителя (Мф. 3; Мк. 1:1–11; Лк. 3:1–22; Ин. 1:28–34). Евангелисты-синоптики говорят о том, что служение Иоанна Предтечи проходило, с одной стороны, в «пустыне Иудейской» (Мф. 3:1), с другой – возле Иордана (Мф. 3:5–6; Мк. 1:5).

 



 
PR-CY.ru