ИОРДАН - Страница 12

Песнопения в честь Иордана в большом количестве содержатся в богослужебном последовании праздника Богоявления (6 января) и его пред- и попразднства. Сюжеты этих песнопений основаны преимущественно на евангельском повествовании о крещении Христа Иоанном Предтечей (Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22; Ин. 1:29–34). В текстах церковные песнотворцы наделяют Иордан человеческими чертами: он трепещет, видя Господа, приходящего к нему, чтобы креститься от Иоанна, и в страхе поворачивает своё русло вспять (3 января, седален пятого гласа по втором стихословии; 3 января, канон авторства Иосифа четвёртого гласа, первая песнь, четвёртый тропарь; стихира пятого гласа на шестом часе в навечерие Богоявления; 7 января, кондак авторства Романа Сладкопевца шестого гласа; в день Богоявления седален по двум стихословиям четвёртого гласа; «Иордан возвращается вспять, видя Творца своего в человеческом облике и нагого» – 2 января, анонимный канон первого гласа, пятая песнь, второй тропарь). Иисус Христос, погружаясь в воды Иордана, одевается в них, как в одежду (3 января, канон Феофана восьмого гласа, девятая песнь, второй тропарь), и тем самым Он облачает церковь «во одежду нетления»: «Днесь Христос благочестно оделся в воды Иорданские, Церковь одевая во одежду нетления просвещением крещения» (6 января, канон Андрея Критского четвёртого гласа, первая песнь, шестой тропарь). «Во Иордан» сходит Святой Дух: «Святой Дух и правый в вышних сошёл во Иордан» (8 января, анонимный канон второго гласа, восьмая песнь, третий тропарь); в его водах происходит явление Пресвятой Троицы (канон на Богоявление авторства Космы Маюмского второго гласа, восьмая песнь, третий тропарь). В иорданских водах происходят важные в сотериологическом смысле события: Своим крещением Христос восставляет падшего Адама и сокрушает «змиев главы» (канон на Богоявление авторства Андрея Критского второго гласа, первая песнь, первый тропарь; 10 января, богородичен третьей песни канона первого гласа на повечерии); «В древности падшаго Адама восставив в струях Иорданских» (7 января, анонимный канон второго гласа, седьмая песнь, второй тропарь); «Рабом, Христе, крещённый во Иордане, и сокрушив в нём главы змиев» (9 января, анонимный канон первого гласа, седьмая песнь, первый тропарь). Своим крещением в Иордане Христос подаёт обетование на очищение грехов, которое верующие получают в таинстве крещения (5 января, канон утрени первого гласа, третья песнь, второй тропарь); «Приходит к Иордану Творец Иордана, да наши грехи очистит водами» (5 января, анонимный канон второго гласа, шестая песнь, первый тропарь); «...Совечное Слово, Иисус Христос, пришедший во струях Иорданских очистить всякий ум и просветить всех нас...» (6 января, канон Андрея Критского, четвёртого гласа, вторая песнь, шестой тропарь).



 
PR-CY.ru