ИННОКЕНТИЙ, Кульчицкий Иоанн - Страница 10

Иннокентий также считается покровителем Китая, будучи первым архиереем, назначенным окормлять православных на территории этой страны. Принцип формирования иконографии Иннокентия, как и других русских святых синодального периода, характеризуется использованием портретов. У исследователей есть свидетельства того, что существовали портреты, выполненные при жизни святителя. В городе Селенгинске в доме купца Лушникова хранилось раннее изображение Иннокентия на холсте. Престарелая мать Лушникова рассказала архиепископу Иркутскому и Нерчинскому Вениамину (Благонравову), совершавшему поездку по Забайкалью в 1876 г., что сам святитель подарил этот портрет её предкам. В доме почётного гражданина Селенгинска С.Д. Старцева хранился поясной портрет Иннокентия, «облачённого в мантию и клобук, к верху несколько суженный», на холсте, а также две отдельные, помещённые в одном киоте, писанные на холсте иконы страдающего Спасителя и скорбящей Божьей Матери, которые были унаследованы от прадеда – современника Иннокентия. С.Д. Старцев рассказывал семейное предание об этих реликвиях: «Пребывая в Селенгинске, Св. Иннокентий вёл уединённую келейную жизнь... Святитель досуг свой употреблял, между прочим, на иконописание под руководством одного из своих спутников – искусного живописца, для чего в квартире своей имел отдельную мастерскую. Здесь в этой мастерской и написаны икона «Страсти Господни» и портрет Святителя». Проживая в пригороде, Иннокентий пешком добирался в церковь и останавливался для отдыха в доме сапожника Колодкина, которого при отъезде из Селенгинска благословил иконой «Страсти Господни», а прадеда С.Д. Старцева, крещённого из бурят-табунитцев, одарил портретом. Впоследствии Старцевы приобрели и икону «Страсти Господни». В 1890 гг. С.Д. Старцев передал святыни Забайкальской епархии, они были увезены в Читу и хранились в церкви во имя апостола Андрея Первозванного и Иннокентия при Читинском архиерейском доме. Кроме двух портретов, находившихся в XIX в. в семьях Лушниковых и Старцевых, исследователям известно о существовании ещё одного раннего изображения Иннокентия. В часовне деревни Малая Еланка, в 15 верстах к западу от иркутского Вознесенского монастыря, где располагалась монастырская заимка и где, по преданию, любил бывать Иннокентий, «был древний образ Святителя на полотне, может быть, более других подходящий к подлиннику». Член правления Историко-археологического общества при Иркутской духовной семинарии священник А. Азлецкий, исследовавший в 1914 г. здание Малоеланской часовни, сообщил: «В часовне… есть икона на полотне св. Иннокентия, написанная масляными красками, может быть, вскоре после кончины Святителя. На ней помечен 1804 г. Если даже она написана и в этом году, то, несомненно, автор её, если сам и не видел Святителя, то слышал о нём рассказы своих родителей или других лиц, лицезревших Святителя, или мог копировать с прижизненного портрета Святителя».

 



 
PR-CY.ru