ИННОКЕНТИЙ, Кульчицкий Иоанн - Страница 16

Изображения Иннокентия встречаются на шитой иконе первой половины XIX в. (Егорьевский историко-художественный музей), на дробнице первой трети XIX в. (частное собрание, Иркутск), на стеклянной бутылочке для лампадного масла (вторая половина XIX в., Архитектурно-этнографический музей «Тальцы») – прямолично, в рост, в мантии, с благословляющей десницей и с жезлом в левой руке. В ризнице иркутской Крестовоздвиженской церкви хранится икона Иннокентия второй половины XIX в. из фарфора, как полагают исследователи, изготовленная на Переваловском фарфоровом заводе. На финифтяном образке второй половины XIX в. (Иркутский областной музей) Иннокентий в мантии, омофоре и митре изображён вместе с Ростовскими святителями Иаковом и Димитрием. В монументальной живописи образ Иннокентия был введён в роспись храма Христа Спасителя 1870 гг.: в нижнем коридоре в память 26 ноября 1812 г. (бегство армии Наполеона из России, художник Яков Степанович Башилов), в западной части храма в медальоне одной из арок (художник В.Д. Фартусов). Он изображён также на иконе над южными дверями со стороны алтаря в главном иконостасе храма (как тезоименитый святой Иннокентия (Вениаминова), Московского митрополита). Иннокентий представлен среди подвижников XVIII в. на стене галереи русских святых, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.), в ряду святых в росписи южной галереи на хорах Владимирского собора в Киеве (1885–1895 гг.), на одном из столпов Успенского собора Валдайского Иверского монастыря (1830 гг., осташковские мастера И. и А. Митины). Существуют скульптурные изображения Иннокентия, например, работа Ивана Петровича Витали на больших южных внутренних дверях Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (1846–1850 гг.). Образ Иннокентия присутствует среди Сибирских чудотворцев на иконах письма монахини Иулиании (Соколовой): «Собор святителей, в земле Российстей просиявших» середины XX в. (митрополичьи палаты Троице-Сергиевой лавры), «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., начало 1950 гг., конец 1950 гг. (ризница Троице-Сергиевой лавры) и на их современных повторениях (церковь святителя Николая в Клённиках в Москве). На рисованных лицевых святцах русских святых 1959–1962 гг. монахини Иулиании (частное собрание) Иннокентий изображён под 26 ноября – в рост, прямолично, в мантии, омофоре и митре, с благословляющей десницей, с Евангелием в левой руке. Рисунок Иннокентия (с крестом и Евангелием в руках) выполнен протоиереем Вячеславом Савиных и Наталии Дмитриевны Шелягиной для Миней Московской патриархии. В отличие от мастеров XIX в. иконописцы конца XX – начала XXI в. стремятся запечатлеть образ Иннокентия в традиционной канонической иконографии и стилистике. Иркутский иконописец Михаил Борисович Лутаенко работает над иконами Иннокентия разных изводов уже 15 лет. Существуют современные примеры решения образа Иркутского чудотворца в стиле церковной живописи XIX в.



 
PR-CY.ru