ИНДУЛЬГЕНЦИЯ - Страница 20

Замечания участников Собора и богословов были учтены при подготовке конституции папы Павла VI «Indulgentiarum doctrina», изданной 1 января 1967 г., в которой представлено современное католическое учение об индульгенции. Понимая грех как нарушение Божественного закона, оскорбительное «пренебрежение к личной дружбе человека и Бога», папа излагает традиционное католическое учение о необходимости удовлетворения за грех в виде кары, налагаемой Божественной святостью в этой жизни через скорби, нищету, испытания и смерть, а в будущем веке – через огонь и муки ада, либо страдания в чистилище. Эта кара проистекает из самой природы греха и налагается Богом по справедливости и милосердию для очищения души и защиты святости морального закона. Поэтому для полного прощения греха необходимо не только искупление нанесенного оскорбления Богу и раскаяние, т.е. искренняя перемена мышления (sinceram conversionem mentis), но и возмещение последствий греха – добровольное восстановление повреждённого им всеобщего порядка. Даже после таинства покаяния раскаявшемуся могут быть присущи «остатки греха» и кара за него, которые также нуждаются в особом очищении. Поскольку все, по меньшей мере, совершают лёгкие и ежедневные грехи (levia et quotidiana peccata), каждый нуждается в освобождении от последствий греха по особому милосердию Бога. Важнейшим аспектом, который выделяет папа для прояснения учения об индульгенции, является сверхъестественная связь между людьми, из-за которой грех одного человека приносит вред другим людям (что в конституции обосновывается католической трактовкой первородного греха – греха Адама, «переданного» всему человечеству), равно как и святость одного способна приносить благо всем (высшим примером этого является крестная Жертва Христа за весь род человеческий). По мысли папы, именно эта связь выражается в древнем учении церкви об общении святых (communio sanctorum), в силу которого «жизнь каждого из детей Божьих изумительным образом связана с жизнью всех братьев-христиан в единстве мистического Тела Христова». Поэтому «между верными – теми, кто обладают небесной отчизной, теми, кто допущены к искуплению в чистилище», и теми, кто ещё живут на земле, существует «постоянная связь любви и щедрый обмен всеми благами». Согласно предложенному папой толкованию, эти блага составляют сокровищницу церкви, которая должна быть понимаема не как совокупность материальных богатств, накопленных на протяжении веков, но как «бесконечно неисчерпаемая ценность, какую перед Богом имеют искупительная Жертва Христа и Его заслуги», а также «подлинно безмерная, неизмеримая и всегда новая ценность молитв и добрых дел» Пресвятой Девы Марии и всех святых, которые, «трудясь для собственного спасения, также содействовали спасению своих братьев в единстве мистического Тела».

 



 
PR-CY.ru