ГОМЕЛЬСКАЯ и ЖЛОБИНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 2

В конце X – начале XI вв. под влиянием христианства получили широкое распространение ингумации (трупоположения; открыты археологами в Демьянках под Добрушем, в Гадиловичах возле Рогачёва, Абакумах под Лоевом, в Нисимковичах возле Чечерска и др.). До ХII в. включительно черты язычества и христианства тесно переплетаются в погребальном обряде крестьянского населения Посожья. В XII–ХIII вв. распространяются грунтовые захоронения, уже свидетельствующие о господстве христианского верования. В захоронениях по обряду трупоположения (курганных и бескурганных) археологи встречают предметы христианского благочестия, в том числе нательные металлические кресты (один из самых ранних, датируемый началом ХI в., выявлен в кургане у деревни Мохов Лоевского района). В XII в. большинство владельцев усадеб и замков, как свидетельствуют археологические материалы, в частности, Вищинского городища (Рогачёвский район), безусловно, уже были христианами. Радимичские земли с городами Гомием и Чичерском, а также города Речица и Рогачёв на Днепре вошли в состав Черниговской епархии (учреждена в конце X в. или в 1024–1036 гг.; в 1060–1080 гг. – титулярная митрополия, во второй половине XIII в. центр епархии переместился в Брянск). Соседние дреговичские земли (в междуречье Днепра, Березины и Припяти – современная Туровская епархия и запад Гомельской епархии) первоначально подчинялись, по мнению исследователей, Киевской митрополии, позднее стали частью Туровской епархии (образована в 1005 г. или в конце XI в.). В 1054 г., после раздела наследства великого князя Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, дреговичские земли отошли великому князю Киевскому Изяславу (Димитрию) Ярославичу, радимичские земли (с Гомием) – его младшему брату Черниговскому князю Святославу (Николаю) Ярославичу. Границам княжеств соответствовали границы учреждённых в 1060 гг. на этих территориях Переяславской и Черниговской митрополий. До конца XII в. Гомий был владением черниговских князей, позднее входил в состав владений новгород-северских князей Олега (Николая; ум. в 1180 г.) и Игоря (Георгия; ум. в 1202 г.) Святославичей. В начале XII в. расширялся детинец Гомия, в нём был построен храм из жёлтой плинфы (известен по археологическим данным). Исследователи полагают, что в XI в. – середине XIII в. в Гомии существовал пещерный монастырь. В XI в – первой трети XIII в. вокруг города развивались посады: первый – вдоль правого берега Сожа (где впоследствии возникла Спасская слобода), второй – на Киевском спуске, третий – на надпойменной террасе Сожа у подножия детинца. Исследователи полагают, что в посадах были храмы. Городское население, несомненно, было христианским, о чём говорят многочисленные находки (например, обнаруженный археологами в слое XII в. костяной крест-тельник в свинцовой оправе), и в значительной части грамотным: среди находок в Гомии встречаются стилы-писала (инструменты для письма на деревянных и свинцовых дощечках, церах, бересте), шиферные пряслица с кириллическими надписями. За XII – середина XIII вв. площадь Гомия с тремя посадами увеличилась до 45 га, площадь укреплённого города (детинец и окольный город) составляла 12 га. Развитие Гомия было прервано разгромом, учинённым войсками монгольского хана Батыя, по-видимому, в 1239 г., когда оказавший сопротивление захватчикам город (как и соседние с ним Городище и Могилёв) был полностью разрушен и сожжён.

 



 
PR-CY.ru