ГОМЕЛЬСКАЯ и ЖЛОБИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

ГОМЕЛЬСКАЯ и ЖЛОБИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Белорусского экзархата Русской православной церкви, учреждена в 1925 г., не замещалась после 1935 г., 31 января 1990 г. возобновлена как Гомельская и Мозырская в границах Гомельской области Белоруссии выделением из Могилёвской и Мстиславской, утверждена постановлением патриарха Алексия II (Ридигера) и Священного Синода от 20 июля 1990 г. C 11 июня 1992 г. в связи с отделением новоучреждённой Туровской и Мозырской епархии Гомельская и Жлобинская епархия имеет современные границы и название. Объединяет приходы и монастыри на территории центральной и восточной части Гомельской области: Буда-Кошелёвского, Ветковского, Гомельского, Добрушского, Жлобинского, Кормянского, Лоевского, Речицкого, Рогачёвского, Светлогорского и Чечерского районов. Епархия разделена на десять благочиннических округов: Буда-Кошелёвский, Гомельский городской, Гомельский районный, Добрушский, Жлобинский, Лоевский, Речицкий, Рогачёвский, Светлогорский, Чечерский. Кафедральный город – Гомель. Кафедральные соборы – во имя святых апостолов Петра и Павла (Гомель) и Свято-Троицкий (Жлобин). Правящий архиерей – архиепископ Аристарх (Станкевич; на кафедре с 29 июля 1990 г., с 25 февраля 2000 г. – архиепископ). К концу 2005 г. в епархии действовало 110 приходов и четыре монастыря (один мужской, три женских), в клир входили 156 священнослужителей (139 священников и 17 диаконов). Гомель (в XII–XIII вв. обычно назывался Гомий, в XIV–XVI вв. – Гомей, с XVII в. имеет современное название) возник в нижнем течении реки Сож (приток Днепра) в зоне расселения восточнославянского племенного союза радимичей, которые, как и соседние с ними вятичи и северяне, в VIII в. – второй половине IX в. платили дань Хазарскому каганату. В 885 г., согласно «Повести временных лет…», радимичи начали платить дань киевскому князю Олегу на тех же условиях, как раньше делали это в пользу Хазарии, – «по щьлягу». Языческие правители («светлые князья») радимичей и посожских земель, ориентированные на днепровскую торговлю, выступали союзниками князя Олега в его походах на Византию. В период борьбы между сыновьями Святослава Ярополком, Олегом и Владимиром Посожье отделилось от Киева. Этот процесс был характерен не только для радимичей, но и для соседствующих с ними более многочисленных вятичей. После того как в 981 и 982 гг. были разгромлены вятичи, радимичи в 984 г. в битве на реке Пищане (в окрестностях современного города Славгорода Могилёвской области) или на реке Песошеньке (Песочанка, приток реки Терюхи) потерпели поражение от войск Волчьего Хвоста, воеводы Киевского князя Владимира, и были окончательно подчинены Киеву. Подчинение дреговичей и радимичей Киевскому князю Владимиру совпадает с началом христианизации Руси. Во второй половине X в. – первой половине XI в. в Посожье появились крупные населённые пункты – Гомий и Рогачёв (впервые упоминается в летописи под 1142 г.), Кричев, Прупой (современный Славгород), Чичерск (современный Чечерск, впервые упоминается в 1157 г.) и др., которые становились административными центрами волостей и проводниками распространения христианства в Посожье. XI веком датируются найденные в этом регионе нательные кресты, лампады, вислые печати с изображениями христианских святых. В X в. среди сельского населения Посожья преобладал языческий обряд кремации умерших (захоронения в курганах у Студёной Гуты под Гомелем, у Веточки под Рогачёвом и др.).

 



 
PR-CY.ru