ГОМЕЛЬСКАЯ и ЖЛОБИНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 25

Всё это воплощено в подвижной композиционной системе, исполненной ракурсов, жестов. Колорит строится на энергичных противопоставлениях света и тени, фигуры святых как бы вырываются светом из глубокой тени, энергичными белильными мазками (или белильным пунктиром) «света́» наносятся на тёмные лики, вместо нимбов изображается лучистое свечение. В то же время стилистика «бабичских образов», сохранившиеся образцы которых относятся к концу XVIII в., может свидетельствовать, по мнению исследователей, о том, что их прототипами были более древние, потемневшие народные иконы. Декоративность всех перечисленных стилей народных икон Гомельщины близка к процессам, протекавшим в местном ткачестве и архитектурной деревянной резьбе на Ветке, в Корме, Добруше, Гомеле и других населённых пунктах. Подобные иконы служат примером народного примитива, распространившегося на большой территории южнорусских губерний. К концу XIX – XX вв. в православных храмах Посожья наряду с иконами, почитаемыми в Белоруссии и на Украине, сохранилось большое количество списков с общероссийских святынь, ставших местночтимыми. Так, на Гомельщине в областном центре в Петропавловском соборе чтят Казанскую икону Божьей Матери, в селе Столбун Ветковского района – Нерукотворный образ Спасителя, в посёлке Корма – Владимирскую икону Божьей Матери и икону «Скоропослушница». Развитие иконографии этих образов, их живописные качества свидетельствуют о том, что почитание древних святынь не прерывалось и в периоды конфессиональных перемен. В настоящее время создаются памятники новой иконографии, в частности, изображение на крышке раки праведного Иоанна Кормянского, канонизированного в 1998 г. Святой представлен в полный рост в иерейском облачении. Лику приданы условно портретные черты: седовласый старец с окладистой, широкой бородой, с закрытыми глазами, со сложенными на груди руками. Образ написан в позднеакадемической традиции, живопись мягкая, выбеленная, светлая. Списки этой иконы и новые композиционные изводы распространяются по епархиальным собраниям, в частности, икона праведного Иоанна Кормянского находится в Спасо-Преображенском соборе в Чечерске. Монументальная живопись, украшавшая внутреннее пространство храмов, и старинные храмовые иконостасы Посожья практически не сохранились (многие заменены в XX в.). Примером стилизации католической традиции исследователи называют иконостас Спасо-Преображенского собора в Чечерске, чьи формы напоминают огромную епископскую кафедру готического собора, украшенную иконами разного формата и завершающуюся полукруглым фронтоном. В русском стиле (с элементами позднеклассицистической традиции) выдержан иконостас в монастырском соборе в посёлке Корма.



 
PR-CY.ru