ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - Страница 10

В сентябре 1817 г. ОДК была подчинена экзарху и управлению Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Согласно правилам работы ОДК, разработанным экзархом Феофилактом (Русановым), проповедь должны были вести по всем епархиям Грузии. Комиссия занималась крещением осетин, восстановлением заброшенных и возведением новых церквей. Штат ОДК состоял из архимандрита, игумена, четырёх иеромонахов, двух священников, двух иеродиаконов, диакона, восьми церковнослужителей. Канцелярию вели секретарь, переводчик и два писца. Кроме лиц духовного звания, к комиссии были приписаны сотня казаков для охраны и 30 крестьян в качестве проводников. Из Государственного казначейства ежегодно на нужды ОДК выделялось 28 тыс. руб. Священник Алексий Гатуев писал, что «с 1817 года в Осетии священники распространяли христианство или мерами насилия, или путём раздачи денег, а потому только на бумаге могли увеличить счёт обращённых осетин». Священник Николай Самарганов представил в ОДК список осетин, крещённых им в Дигории, Куртатии, Алагирии и других местах. В списке по Мачхеску значилось более 5 тыс. человек, которые, судя по пометкам на полях, «оставляли языческие заблуждения» за 50 коп., серебряный крест, отрез ткани, зеркальце и ножницы. «Желание получить эти дары было так велико, что некоторые крестились по нескольку раз, переменяя для этого своё имя и переходя из своего прежнего местожительства в другое». Экзарх Феофилакт, обративший внимание на подобное беззаконие, предложил оказывать материальную помощь новокрещёным лишь после удостоверения искреннего ими исповедания православия, а проповедь миссионеров считать завершённой, после того как новообращённые пожелают иметь свою церковь и священников. Эти меры улучшили работу комиссии, и за время экзаршества архиепископа Феофилакта число новообращённых в христианство достигло 47,1 тыс. человек, количество выстроенных и восстановленных из руин православных храмов – 29. Приоритетной стороной миссионерской деятельности архиепископ Феофилакт считал переводы Священного Писания и духовной литературы на языки местных горских народов. В 1821 г. была опубликована осетинская азбука, которую на основе грузинской графики составил осетинский педагог и писатель Иван Георгиевич Ялгузидзе. На осетинском языке в одной книге были изданы в Москве утренние молитвы, Катехизис и краткий молитвенник, а также Служебник и сокращённый Требник. Литература была разослана по приходам, и священники получили возможность служить литургию на осетинском языке. И.Г. Ялгузидзе перевёл с грузинского на осетинский язык Четвероевангелие (1786 г.) и отправил рукопись в Московский отдел Российского библейского общества, но по не известным для исследователей причинам она не была напечатана. При экзархе Ионе (Василевском) деятельность ОДК расширилась, охватив кроме Осетии Дагестан и Абхазию. В 1826 г. при некоторых осетинских церквах были открыты первые церковноприходские школы с незначительным числом учеников: в Бекмарской – три, Кешельтской – четыре, Джавской – две, Едисской – одна. В сентябре 1836 г. было открыто четырёхклассное Владикавказское духовное училище с преподаванием на осетинском языке для детей от 8 до 12 лет, где несколько мест было предназначено для сирот.

 



 
PR-CY.ru