ЕФРЕМ - Страница 3

После отказа столпника от предложенного им испытания Ефрем положил в огонь свой омофор, который остался цел. По преданию, Симеона Столпник (Младший) Дивногорец получил откровение о преставлении Ефрема, который явился ему в сопровождении ангелов и просил молитв о себе. Согласно отцам шестого Вселенского собора (680–681 гг.), Ефрем «возносится в священных диптихах между святыми и уважаемыми отцами». Он оставил значительный корпус творений, в который входили догматические и полемические произведения, проповеди и письма. Ни одно из них не сохранилось полностью, но только во фрагментах: у Анастасия Синаита, Иоанна Дамаскина, в актах шестого Вселенского собора, в различных греческих рукописях, а также в конспективной форме в «Библиотеке» патриарха Фотия, который упоминает 12 посланий Ефрема к разным лицам, восемь гомилий и четыре сочинения апологетического и увещательного содержания. В дошедших фрагментах Ефрем предстаёт как разносторонний церковный писатель, рассуждающий на разные богословские темы, главная из которых была христология – защита и объяснение богословия Халкидонского собора 451 г. и полемика против ересей (в первую очередь, монофизитства разных толков, а также несторианства). «Апология Халкидонского собора и Томоса святого Льва» сохранилась в актах шестого Вселенского собора, цитируется отцами этого Собора как одно из авторитетных ранних патристических свидетельств учения о двух действиях во Христе (данное учение у Ефрема проистекает из убеждения о двух совершенных природах Христа, проявляющихся в соответствующих действиях, не смешивающихся между собой). «Против Севира», фрагмент «Апологии Халкидонского Собора» (выдержка из «Книг против Севира» в актах Латеранского собора (649 г.) также является фрагментом «Апологии...»); содержит помимо традиционных православных дифизитских предпосылок учение о человеческом произволении Христа; наряду с христологическим объяснением затрагиваются вопросы антропологического характера, при этом доказывается, что способность человеческого произволения не является ни грехом, ни праведностью, но свойством души, способным склоняться к добру или злу. «Об Иоанне Грамматике и о Соборе» – небольшой фрагмент, посвящённый вопросу об истине в богословских спорах. «К Акакию, философу и пресвитеру Апамейскому» в 12 главах – сборник кратких богословско-философских определений, своего рода логический инструментарий для христологии. «12 глав» – сборник сжатых тезисов в виде анафематизмов, направленных против крайностей несторианства и монофизитства на основании формулы «единая воплощённая природа Бога Слова» и учения о Христе «из двух природ» и «в двух природах»; утверждается возможность соединения двух природ только по Ипостаси. «Апология второго послания Кирилла к Сукценсу» посвящена защите учения Халкидонского собора на основании православного осмысления первого и второго письма Кирилла Александрийского Сукценсу, подтверждаемого общим святоотеческим преданием церкви; обсуждаются возможность и адекватные границы использования «антропологической парадигмы» соединения души и тела применительно к описанию соединения во Христе божества и человечества.

 



 
PR-CY.ru