ЕФРЕМ - Страница 4

«Ответ Анатолию Схоластику» адресован некоему юристу Анатолию и содержит ответы на ряд вопросов: познаваем ли и теперь Христос по плоти; если Адам был сотворён сложным по природе, то каким образом он мог быть бессмертным, если же он был бессмертным, то почему впал в неведение, если же смертным, то в каком смысле о нём было сказано: «Вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3:22); как следует понимать, что об апостоле Иоанне Господь сказал: «Если Я хочу, чтобы он пребыл» (Ин. 21:22); помимо рассмотрения на основе древнецерковных свидетельств личности, жизни и кончины апостола Иоанна затрагивается тема соединения двух природ во Христе и сохранения ими присущих каждой из них характерных свойств. «Апология Халкидонского Собора к Домну и Иоанну» адресована двум подвижникам, жившим в провинции Киликия Вторая, затруднявшимся в понимании и принятии некоторых аспектов вероопределения Халкидонского собора; в частности, раскрывается православное понимание выражения, использованного Кириллом Александрийским, «единая воплощённая природа Бога Слова» и уточняются на основании многочисленных святоотеческих свидетельств понятия «природа», «лицо», «ипостась». «К восточным монахам» адресовано неким монахам, впавшим в монофизитскую ересь теопасхизма, которую Ефрем опровергает, приводя многочисленные высказывания антитеопасхитского характера св. отцов Востока и Запада. В изложении Фотия исследователям известны следующие послания Ефрема: «К Зиновию», адресованное монофизиту-акефалу «схоластику Зиновию» из Эмесы, посвящено проблеме теопасхизма и различным пониманиям литургического прибавления к «Трисвятому» фразы «распныйся за ны»; два послания к императору Юстиниану I, в которых, по краткому упоминанию Фотия, Ефрем приводит своё исповедание веры, выступает свидетелем в пользу православности неких благочестивых подвижников-пустынножителей; два послания к Анфиму, Трапезундскому епископу, содержащие просьбу Ефрема к Анфиму, впоследствии ставшему Константинопольским патриархом и осуждённому за уклонение в монофизитство, анафематствовать ересь Евтихия; «К Дометиану», который просил изъяснить изречения Ефрема о невозможности соединения ипостаси с ипостасью в ипостасном соединении и иносущных сущностей; «К Синклитику, епископу Тарсийскому», где Ефрем доказывал, что признание двух природ Христа после соединения не означает несторианской угрозы разделения, рассечения или раздвоения природ; «К Бразу Персу», затрагивающее вопросы триадологии, христологии и учения о Пресвятой Богородице; «К монахам, впавшим в ересь Нестория», в котором Ефрем выступает в защиту термина «Богородица»; «К каллиникским перебежчикам», увещающее к воссоединению с церковью, ибо вне её спасение невозможно; «Соборное послание», в котором разъясняются деяния Антиохийского поместного собора, созванного Ефремом по делу Синклитика, Тарсийского епископа, и Стефана; «К Магну Веррийскому», представляющее собой апологию Халкидонского собора, именуемого Ефремом вселенским, в которой он доказывает, что халкидонское выражение «в двух природах» с необходимостью согласуется с формулой «единая воплощённая природа Бога Слова»; «К Евною монаху», посвящённое осмыслению и определению выражений «тленность» и «нетленность». К экзегетическим сочинениям исследователи относят гомилию на слова: «...Искушён во всём, кроме греха», посвящённую теме совершенства Христа по божеству и по человечеству.

 



 
PR-CY.ru