ЕФРЕМ - Страница 10

В то же время Ефрем указывает и на тесное единство разноприродных действий, на их осуществление не посредством отдельного действия божества и отдельного действия плоти, но опосредствованного одного другим: «подчёркивая, с одной стороны, различие природных действий Христа, а с другой – их единство», Ефрем «служит важным связующим звеном» между «Томосом» папы Льва, халкидонским вероопределением и последующим дифелитством. Ефрем также говорит о различиях между божественной волей и человеческим произволением. Несмотря на единство божественной воли, у неё «множественность волений, однако фрагментарность этого свидетельства не позволяет исследователям определённо говорить об учении Ефрема о двух волях во Христе. Его «диэнергистские» воззрения оказались весьма востребованными в эпоху борьбы церкви против ересей моноэнергизма и монофелитства в VII в. и приводились на шестом Вселенском соборе в качестве одного из авторитетных святоотеческих свидетельств. III. Проблема теопасхизма. Высказываясь по поводу введённого на Востоке (Антиохийским  монофизитским епископом Петром Гнафевсом) литургического обычая прибавления к гимну «Трисвятой песни» выражения «Распныйся за ны», Ефрем говорит о допустимости различий между христианским Востоком и Западом в богослужебной практике, впрочем, пока эти различия не переходят границ православия. Поскольку, по словам Ефрема, «жители Востока этот гимн воссылают Господу Иисусу Христу, то они не погрешают в том, что прибавляют» новые слова. В Византии же и на Западе этот гимн воссылают «Высочайшему и Всесвятому Источнику благости – Единосущной Троице», поэтому такое прибавление делать невозможно, «чтобы не ввести страдания в Троицу», т.к. единая природа Божества не страдательна. Ефрем проводит различие между православным и еретическим (монофизитским) пониманием теопасхизма. Следуя богословам V–VII вв., в частности, императору Юстиниану I, он утверждает учение церкви по вопросу Христовых страданий: Бог Слово пострадал плотью, но нечестиво утверждать, что Он страдал естеством божества. В человеческой душе как в образе Божьем в соответствии с наличием воли в Боге есть также волящая способность – «единая, умопостигающая, разумная желающая сила, созданная для исполнения божественных повелений». Сама по себе эта способность нейтральна «и не является ни грехом, ни праведностью», но становится нравственно определённой в зависимости от склонения к объекту воления, который может быть божественным или лукавым, и в соответствии с этим выбором два разных воления в человеке могут именоваться «божественным» (заключающимся в исполнении Божьих заповедей) и плотским (состоящим в послушании дьяволу). Прирождённая способность любви к жизни при этом также может быть как плотской, заключающейся в любви к страстной жизни, так и «божественной», характеризующейся презрением к жизни греховной ради жизни вечной.

 



 
PR-CY.ru