ЕФРЕМ - Страница 11

Ефрем придерживался общецерковного взгляда о бессмертии Адама до грехопадения: о том, смертным ли был сотворён Адам или бессмертным, он пишет: «Ясно, что Бог смерти не творил и не услаждается погибелью живых существ, а смерть вошла в мир через зависть дьявола» (ср.: Прем. 1:13; 2:24). Человек, которого Бог наделил бессмертной и умной душой, а также самовластием, так что он мог выбрать и худшее, а мог и сохранять лучшее (т.е. нетление) посредством хранения заповеди, преступив её, вместо нетления впал в тление. Бессмертие и нетление были свойствами человеческой природы до грехопадения: «Нетление есть некое здоровье, а не уничтожение нашей природы, а тление – болезнь». «Если бы Адам не согрешил, то до сих пор бы пребывал в теле». Нетление Адама не нарушает его единосущия всем прочим людям, что подтверждается, по словам Ефрема, свидетельствами св. отцов. Однако его нетление было предусмотрительно скрыто как от него самого, так и от дьявола. Слова «вот, Адам стал как один из Нас...» (Быт. 3:22) следует понимать не в том смысле, что Адам стал равен Богу, «ибо это и невозможно и богохульно», но в том, что «Адам приобрёл чувство мечтать о себе как о Боге», и Бог обличает такое зломыслие. Тление как результат грехопадения, по мысли Ефрема, распространяется не только на тело человека, но и на его душу: «...Грех есть её смерть, как наказание и тление привзошло в её нетленность…, поэтому мы знаем, что человек за своё преступление был предан смерти, и не только чувственной, но и духовной (что ещё страшнее)». Антропология Ефрема основывается на онтологическом принципе различия природ Бога и твари: природа человека как тварная – сложная по определению. «Один лишь только Бог прост, всё же остальное, кроме Божества, – сложно. Однако эта онтологическая аксиома не указывает на заданность смерти разумной твари: об этом «свидетельствуют умные чины (ангелов), душа, а также воскресение, «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:53)». Нетление человека во всеобщем воскресении распространится и на тело, и на душу. Связь антропологии и эсхатологии с христологией Ефрем видит в непреложности тела и души после воскресения, несмотря на преображение, что соотносится с догматом о сохранении во Христе обеих природ неповреждёнными и совершенными: «Никто не скажет, что тогда (в воскресении) тело преложится в сущность души: ибо хотя оно и станет более лёгким и сверкающим, но сохранит телесные облики». Однако особое действие божественной благодати способно сохранять человека от тления. Ефрем высказывается определённо в пользу церковного учения о пребывании в теле пророков Еноха и Илии, взятых живыми на небо, и апостола Иоанна Богослова (Ин. 21:21–23), но не как бессмертного, а как пребывающего на небе вместе с телом до Второго пришествия. Святые Енох, Илия и апостол Иоанн, взятые на небо, суть избранные каждой из трёх эпох человеческой истории: до закона, после закона и в эпоху благодати (Нового Завета).



 
PR-CY.ru