Словарь по христианству Е ЕФРЕМ - Страница 2

ЕФРЕМ - Страница 2

В поездках Ефрем встречался с вождём арабов, состоящих в союзе с империей, Арефой и был принят им в его лагере. Попытки Ефрема склонить Арефу к исповеданию православия не увенчались успехом. В 537 г. в результате совместных действий Ефрема и персидских властей был задержан активный монофизитский проповедник Иоанн бар Курсус, Телльский епископ, скрывавшийся на персидской территории, и препровождён в Антиохию, где был посажен в тюрьму и вскоре умер. Для укрепления православия в 537 или 538 г. Ефрем созвал в Антиохии Собор 132 епископов, который подтвердил постановления Константинопольского собора 536 г. и произнёс анафему противникам Халкидонского собора, прежде всего, Севиру Антиохийскому. Собор также рассмотрел дело Синклитика, Тарсийского епископа, и его синкелла Стефана, подозреваемых в приверженности ереси Евтихия. От епископа потребовали исповедания православной веры, что он и сделал, в результате чего был оправдан. В 540 г. Антиохия была захвачена персами. После ряда попыток спасти город с помощью выкупа Ефрем покинул Антиохию, сохранив кафедральный собор и его постройки от разрушения тем, что украсил их драгоценными предметами в качестве выкупа. Сам Ефрем был вынужден удалиться в Киликию, где и находился до тех пор, пока персы не ушли из города. В 542 г. Ефрем наряду с Иерусалимским патриархом Петром, Ипатием Эфесским и папским апокрисиарием Пелагием принял участие в Соборе в Газе, который расследовал дело Александрийского  патриарха Павла, низложил его и поставил на его место палестинского монаха Зоила. По пути в Газу Ефрем посетил Иерусалим, где с ним встретились шесть палестинских монахов, изгнанных из монастыря братией, приверженной ереси оригенистов. Монахи ознакомили Ефрема с антиоригенистскими сочинениями Антипатра Бострийского, убедив его в опасности оригенизма. В том же году началась борьба Ефрема с этой ересью, распространившейся среди монахов Сирии и особенно Палестины. Несмотря на принятие палестинскими оригенистами в отличие от монофизитов вероопределения Халкидонского собора, оно было истолковано ими в духе их собственного, а не православного учения (в частности, положение о двух природах Иисуса Христа). Антиохийский собор 542 г. под председательством Ефрема провозгласил анафему этим еретикам. Таким образом, Ефрем был первым архиереем, официально осудившим оригенизм. Леонтий Византийский, один из лидеров палестинских оригенистов, побуждал Иерусалимского патриарха Петра вычеркнуть имя Ефрема из диптихов Иерусалимской церкви, однако безуспешно; это только ускорило обращение патриарха Петра к императору Юстиниану I за помощью в соборном осуждении оригенизма. В 543 г. Ефрем наряду с другими епископами подписал эдикт императора Юстиниана I, также направленный против оригенистов. Когда императором Юстинианом I около 545 г. был издан первый эдикт против «Трёх Глав», Ефрем поначалу отказался его подписывать, однако потом уступил требованиям императора. Это – последнее известие о жизни Ефрема: после его смерти на Антиохийский патриарший престол взошёл Домн III. Константинопольский патриарх Фотий свидетельствует, что Ефрем провёл достохвальную жизнь и был усердным раздаятелем милостыни. Исследователям известен прижизненный чудесный случай обращения в православие одного монофизитского столпника, когда Ефрем согласился для испытания истинности веры взойти с ним на костёр.

 



 
PR-CY.ru