ЕФРЕМ

ЕФРЕМ (последняя четверть V в. – 545 г.) – Антиохийский патриарх (с 526 г.), богослов-полемист, святитель (память 8 июня). Происходил из знатной сироязычной православной семьи (родители – Аппиан и Мака). В молодости начал делать государственную карьеру: был главным казначеем империи (comes sacrarum largitionum) и достиг одной из высших должностей – должности комита Востока (comes Orientis, 522–526 гг., с кратким перерывом в 525 г.), который обладал верховной гражданской и военной властью на всём востоке Римской империи. В качестве комита Востока принял жёсткие меры к обузданию беспорядков, учиняемых цирковой партией венетов. Славился справедливостью, неподкупностью, мудростью, находчивостью, милосердием и сострадательностью. В 526 г. столицу востока империи Антиохию поразило страшное землетрясение, продолжавшееся с перерывами в течение года, сопровождавшееся пожарами и многочисленными разрушениями. Ефрем руководил восстановлением города. Во время землетрясения (29 мая 526 г.) погиб Антиохийский  патриарх Евфрасий, и вместо него народ и клир Антиохии избрали патриархом Ефрема. Это избрание, осуществлённое против воли Ефрема, было затем одобрено императором Юстином I и его соправителем императором Юстинианом I. Выбор Ефрема патриархом, как полагают исследователи, был обусловлен необходимостью концентрации политической и религиозной власти в Сирии ввиду постоянной персидской угрозы и внутреннего религиозного раскола населения на сторонников и противников четвёртого Вселенского (Халкидонского) собора. О первых десяти годах патриаршества Ефрема исследователям известно мало. В духе политики императора Юстина I, а затем императора Юстиниана I представители монофизитской иерархии были отправлены им в ссылку и заменены православными. При проведении мер против монофизитов Ефрем задействовал войска. От своих противников он получил презрительное прозвище Иудей. Во время его патриаршества город страдал от восстаний (529 и 531 гг.), землетрясений (528, 531, 534 гг.) и чумы (542 г.). Ефрему приходилось участвовать наравне с гражданской властью в ликвидации последствий этих событий. В 529 г. он выкупал пленных, попавших в руки арабов. В 537 или 538 г. закончил восстановление разрушенной во время землетрясения Великой церкви Антиохии. В 535 г. согласился с поставлением на Константинопольский патриарший престол Анфима Трапезундского. Впрочем, в том же году во время переговоров правительства с монофизитами, когда сложилась возможность унии между изгнанным за монофизитские воззрения бывшим Антиохийским патриархом Севиром, Александрийским Феодосием и Константинопольским Анфимом, Ефрем отправил в Рим врача и переводчика Сергия Решайнского с письмом к папе Агапиту I. В письме Ефрем предупреждал папу о готовящейся унии. В результате этого предупреждения и вмешательства папы уния была сорвана, и на поместном Константинопольском соборе 536 г., на котором Ефрема представлял его апокрисиарий, Севир вместе с другими лидерами монофизитства был осуждён, Анфим низложен, а на его патриаршее место был возведён Мина. На рубеже 536 и 537 гг. Ефрем принял ряд мер по укреплению православия в провинциях Сирии и, в частности, на своей родине – в Амиде. С войсками он объездил города Сирии и, согласно монофизитским источникам, принудил противников Халкидонского собора к повиновению православной имперской церкви. По мнению исследователей, его поездки также имели инспекционную цель, поскольку в это время должна была начаться война с Персией.

 



 
PR-CY.ru