ЕФРЕМ - Страница 6

По мнению Ефрема, «не следует сравнивать то, что сказано нашими отцами о богословии, с тем, что говорится о домостроительстве, но лишь богословское с богословским, а домостроительное с аналогичным ему», иначе это приводит к ошибкам в богословствовании. Учение церкви в качестве основы имеет соборные определения. Ефрем подтверждает авторитет четырёх Вселенских соборов. В особенности важен для него Халкидонский собор, участников которого он называет «богоносными отцами», «хором богоносных отцов», а сам Собор – святым, вселенским, учение Собора подтверждается приводимыми Ефремом многочисленными свидетельствами св. отцов, которые ещё прежде Собора «просияли своим учением», согласным с соборным определением о «двух природах и единстве по Ипостаси». Христология Ефрема основывается на двух главных принципах Халкидонского собора: единстве и тождественности Лица Иисуса Христа (тождество субъекта двух рождений – по божеству предвечно от Отца и по человечеству – от Пресвятой Богородицы) и учении о двух Его природах, соединившихся в одном Лице в единстве по Ипостаси. Эти принципы Ефрем называет «мышлением православным и любезным Кириллу». I. Совершенство Христа по божеству и по человечеству. Ефрем вслед за Халкидонским собором учит, что «Один из Святой Троицы – Бог Слово воплотился и вочеловечился», «Единый Христос составился» из двух природ – совершенного божества и совершенного человечества. Совершенство обеих природ Христа выражается в их неповреждённости в результате соединения. «Ни от нас (воспринятая) плоть, соединённая с Богом Словом по Ипостаси, не преложилась в сущность Слова, хотя и стала плотью Бога, ни Слово – в плоть, хотя и сотворило Оно домостроительно Свою плоть». Свойства божества, согласно Ефрему: нетварность, безначальность, неизменность, беспредельность, непреложность и др. В особенности в противоположность Аполлинарию (младшему) Лаодикийскому и монофизитам он подчёркивает целостность и совершенство человеческой природы Христа. Подтверждения этому находит в символических «образах» Священного Писания (Ис. 63:1–2; Зах. 13:6, а также в Деян. 1:11; 10:1–5 и 7:56, где в описании мученичества св. архидиакона Стефана говорится, что он «познал Владыку Христа, стоящего одесную Отца, в том самом (человеческом) образе, в котором Тот общался со Своими учениками (в Своей земной жизни)»), а также в прообразовательных повествованиях о неопалимой купине (Исх. 3:2–4) и трёх отроках в вавилонской пещи: «...Совершен был Азария как в огненности, так и в человечестве (см.: Дан. 3:50). Так должно думать и об Еммануиле, что огонь Его божества, смешавшись с душой и телом, словно некое дыхание жизни, освятил их, но не уменьшил что-либо в естестве души или тела». Важным указанием на совершенство каждой из природ является также провозглашённое в Халкидоне единосущие Отцу – по божеству и нам, т.е. человеческому роду, – по человечеству. В то же время, несмотря на единосущие нам по человечеству, Христос в отличие от нас безгрешен по Своему человечеству. Человечеству Христа также свойственно, как и Адаму до грехопадения, нетление.

 



 
PR-CY.ru