ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА, Евстахий Плакид - Страница 10

На рельефах из Цебельды и монастыря Мартвили иконография сюжета дополнена изображением собаки. На плите из Цебельды представлен также летящий сокол. Евстафий Плакида обычно изображён в традиционном для римского воина облачении, с развевающимся за спиной плащом (храмы в Мартвили, Лагами, Сапаре, Зенобани, Цкелари и т.д.). На рельефах из Гареджи и Цебельды одеяние Евстафия Плакиды, типичное для жителей этих мест, осложнено элементами сасанидского костюма. В рельефе из монастыря Натлисмцемели одежда Евстафия Плакиды напоминает костюм эристава Кобула, изображение которого высечено на южной стене Джвари (586/587 – 604 гг.). Изменения в традиционной для грузинского искусства схеме «Видения святого Евстафия Плакиды» наблюдаются на фасадном рельефе храма в монастыре Мартвили (вместо лука Евстафий Плакида вооружён копьём), в рельефах из Цебельды и Натлисмцемели (Евстафий Плакида выпускает в оленя согнутую стрелу), в росписях церкви в Цкелари (стрелой с вильчатым наконечником он поражает лося). Своеобразный извод сцены – Евстафий Плакида охотится на оленя с Распятием между рогами – представлен в росписи восточной части южной стены церкви в селе Чукули. Известна грузинская икона Евстафия Плакиды XVII в. из церкви в селе Карабулахи в Кахети (ныне в Национальном музее искусств Грузии имени Шалвы Ясновича Амиранашвили). Иконография образа Евстафия Плакиды была положена в основу изображения почитаемого в Абхазии мученика Евстафия Апсильского. «Видение святого Евстафия Плакиды» было популярно и в Каппадокии, где всегда большое значение придавалось изображению всадников (охотников с копьём) и связанному с ними культу, и где Евстафий Плакида был особенно почитаем. Сцена присутствует в росписи церкви Иоанна Крестителя в Чавушине (VII–IX вв.); в Панджарлык-килисе близ Ургюпа (IX–X вв.); в церкви Агафангела в Гюллюдере (первая половина X в.); в церкви св. Иоанна Крестителя в Гюллюдере (между 913 и 920 гг.); в церкви Тавшанлы-килисе (между 913 и 945 гг.); в «Большой голубятне» (св. Архангелов) в Чавушине (963–969 гг.); в Саклы-килисе в Гёреме (третья четверть XI в.). Этот сюжет часто использовали в Псалтирях, иллюстрируя слова «Свет сияет на праведника…» (Пс. 96:11): в Псалтири Барберини (конец XI в.), в Хлудовской Псалтири (Исторический музей, IX в.) и др. В рукописи из монастыря Пантократор на Афоне (вторая половина IX в.). Евстафий Плакида написан коленопреклонённым перед погрудным изображением Христа. Эта сцена нередко встречается в рукописных сборниках Житий, например, в Минологиях конца XI в. В росписи греческих храмов византийского времени сцена видения встречается нечасто (например, в росписи церкви св. Георгия Диасорита на острове Наксос, XI в., и церкви св. Фёклы на острове Эвбея, конец XIII в.). В поствизантийский период сюжет использован в росписи трапезной Великой Лавры на Афоне (1512 г.?) и церкви св. Николая в Кастории (1663 г.). Он встречается и в иконописи: на иконе XVI в. из музея Греческого института византийских и поствизантийских исследований (Венеция) – Евстафий Плакида с копьём верхом на коне перед стоящим на горе оленем с Распятием между рогами; на иконе «Святой Евстафий Плакида на коне» с шестью житийными сценами (XVII в.) из монастыря Иоанна Богослова на острове Патмос. Более редкий для этого времени иконографический вариант представлен на иконе XVI в. (Музей монастыря Лимонос на острове Лесбос): Евстафий Плакида скачет на коне, целясь из лука в оленя, между рогами которого изображено Распятие.

 



 
PR-CY.ru