ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА, Евстахий Плакид - Страница 9

Мученическая кончина семьи изображена в монастыре Воронец, Румыния (1547–1550 гг.); в соборе Преображения Господня Большого Метеорского монастыря, Греция (1552 г.). Одной из отличительных черт иконографии Евстафия Плакиды стало изображение оленя в сфере, которую он держит перед собой, например, в росписи монастыря Хурези и нартекса (1681 г.) церкви Рождества в Арбанаси. Сцена мученичества семьи Евстафия Плакиды (четверо святых, находящихся по пояс в горящей печи в форме быка) встречается с X в. в рукописях и храмовых декорациях: роспись церкви Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия (конец X в.); на миниатюрах в Минологии Василия II (976–1025 гг., Константинополь), в двух минологиях по Житиям Симеона Метафраста: XI в. и конца XI в., в Минологии конца XI в.; в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317–1318 гг.); в трапезной Великой Лавры на Афоне (1512 г.?). В церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница, один из сыновей Евстафия Плакиды изображён карабкающимся по печке-быку, чтобы принять смерть вместе с родителями и братом. Наиболее ранние изображения «Видения св. Евстафия Плакиды» известны по памятникам грузинского искусства VI–VII вв. Сцена охоты Евстафия Плакиды представлена на одной из сторон постамента скульптурного креста из монастыря Натлисмцемели во имя св. Иоанна Крестителя (рубеж VI и VII вв.) в Гареджи, на фризе восточного фасада Успенского храма монастыря Мартвили (VII в.), на рельефной плите алтарной преграды из Цебельды (VIII–IX вв.), на стелах из Брдадзори, Хандиси (точная датировка для исследователей затруднительна) и др. Эта композиция встречается во внутрихрамовой росписи и на фасадах грузинских церквей: Спаса в селе Зенобани в Имерети (XIII в.), во втором регистре западной стены; села Цкелари в Абхазии (X в.); монастыря св. Саввы Освященного Сапара (Сафара), Юго-Западная Грузия (XIV в.); в храмах Верхней Сванети – св. Архангeлов в селе Ипрари (XII в.?) – на фасаде, св. Архангелов в селе Кайша, в селе Лаштхвери, Спаса в селе Лагами – на фасаде (все – XIV в.); Нижней Сванети – в селе Чукули (XVII в.) – в интерьере на южной стене. Дмитрий Власьевич Айналов и Рене Оскаровна Шмерлинг отметили без комментариев уникальность размещения на алтарных преградах грузинских церквей, где обычно расположены композиции, связанные с Новым и Ветхим Заветом, сцен охоты и видения святого. В Грузии сюжет имел устойчивую иконографию: святого изображали натягивающим тетиву лука и готового выпустить стрелу в бегущего перед ним оленя с обращённой назад головой. Между ветвистыми рогами животного могло быть оплечное изображение Иисуса Христа в крещатом нимбе (Натлисмцемели), Его погрудное изображение (Цебельда, Сапара), поясной образ благословляющего Христа (Лагами). На ранних грузинских рельефах сцена трактована условно и отмечена статичностью, фресковые композиции последующего времени наделены динамичностью. Обычно в правой части сцены изображали Евстафия Плакиду на коне преследующим оленя. Исключениями служат рельеф постамента из монастыря Натлисмцемели, форма которого (узкие грани) обусловила размещение сцены в двух регистрах: изображение святого помещено в нижней части, оленя – над ним, и плита из Цебельды: святой, представленный в профиль, обращён вправо, где находится изображение оленя.

 



 
PR-CY.ru