ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА, Евстахий Плакид - Страница 6

Существует также перевод Жития Евстафия Плакиды XVII в. на западнорусский литературный язык, представленный в Четьей Минее 1669 г. Мощи хранились в церкви св. Евстафия в Риме. В Средние века монахи парижского аббатства Сен-Дени полагали, что мощи Евстафия Плакиды находятся у них. Когда в XIII в. часовня св. Агнессы в Париже стала приходским храмом, туда была передана часть его мощей из Сен-Дени, и храм был посвящён Евстафию Плакиде. Согласно латинскому описанию Константинополя XI в. («Аноним Меркати»), в одной из константинопольских церквей, близ цистерны Юстиниана, находились мощи Евстафия Плакиды и его родных. В настоящее время части честной главы Евстафия Плакиды хранятся в афонских монастырях Ксиропотам и Великая Лавра, а также в церкви Пресвятой Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике, десница – в монастыре Пресвятой Богородицы на острове Идра. Частицы мощей великомученика находятся в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в греческих монастырях Иверском, Пантократор, Великая Лавра, Кутлумуш, преподобного Дионисия, Дусику, Мега Спилео, апостола Иоанна Богослова на острове Патмос и др. На Руси документально засвидетельствовано появление частиц мощей Евстафия Плакиды, по крайней мере, с XVI в.: они содержатся в воздвизальном кресте, сделанном при игумене Филиппе (Колычеве) соловецкими мастерами Исааком Шаховым и Даниилом Жданьским (1561/1562 г.), и в складне-мощевике Семёна Трусова того же времени. «Кость большая от ноги» Евстафия Плакиды хранится в раке с изображением святого (вторая половина XVI в.) в Благовещенском соборе Кремля. Посольство Тырновского митрополита Дионисия, прибывшее в Москву в 1591 г. с грамотой о признании за русским патриархом пятого по чести места и всех прав предстоятеля автокефальной церкви, доставило с другими мощами и частицами мощи Евстафия Плакиды. В настоящее время к Евстафию Плакиде и Феопистии обращаются с молитвами «при лишении и потере детей». Память Евстафия Плакиды отмечается 9 ноября в иерусалимском Лекционарии VII–VIII вв., последование включает пение прокимна из Пс. 67, Апостол Евр. 10:32–39, аллилуия со стихом из Пс. 96, Евангелие Лк. 21:12–19. В Типиконе Великой церкви IX–XI вв. память Евстафия Плакиды приходится на 20 сентября, его последование включает прокимен из Пс. 15, Апостол Еф. 6:10–17, аллилуиарий со стихом из Пс. 36, Евангелие Лк. 21:12–19, причастен Пс. 32:1. В самой ранней сохранившейся редакции Студийского устава (Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г.) последование Евстафия Плакиды имеет ряд праздничных особенностей: самогласен на вечерней стиховне, стихиры на хвалитех, пение на утрене «Бог Господь» и тропаря Евстафия Плакиды, светилен после девятой песни канона, на литургии служба, как в Типиконе Великой церкви, аллилуиарий со стихом из Пс. 33. Последование Евстафия Плакиды в славянский студийских Минеях XI–XII вв. в целом соответствует указаниям Студийско-Алексиевского Типикона и включает два седальна, два цикла стихир-подобнов, второй из которых предназначен для пения на хвалитех, самогласен, в некоторых списках помещается кондак с икосом. В славянских Стихирарях этого же времени есть четыре самогласна великомученику.

 



 
PR-CY.ru