ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА, Евстахий Плакид - Страница 3

Оно является образцом использования в структуре Жития ряда бродячих сюжетов: о явлении герою чудесного оленя, заговорившего человеческим голосом, о разлучении героев, об испытаниях, выпавших на их долю, и о счастливом воссоединении семейства или влюблённой пары и т.д. Упоминание о римском военачальнике Плакиде (Плациде), участвовавшем в осаде Иерусалима войском римского императора Тита, есть в «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия. Предположение о том, что это одно лицо с Евстафием Плакидой, впервые высказано кардиналом Цезарем Баронием. Эти сведения были заимствованы Димитрием Ростовским при создании собственной редакции Жития Евстафия Плакиды. Однако в «Истории Иудейской войны» не говорится о крещении, испытаниях и о мученической кончине Плакиды, а в Житии, за исключением редакции Димитрия, нет прямых сведений о деятельности Плакиды во время Иудейской войны. Некоторые болландисты вообще сомневаются в существовании такого святого и считают его литературным персонажем. Почитание Евстафия Плакиды, его жены и сыновей широко распространилось как на Западе, так и на Востоке. Болландисты отвергают римское происхождение Евстафия Плакиды и предполагают, что почитание этого святого зародилось на Востоке и оттуда проникло в Рим. Этим объясняется появление большого количества изображений Евстафия Плакиды в Каппадокии и Грузии уже с VI–VII вв. Что касается западных источников, то имени Евстафия Плакиды нет ни в Мартирологе Иеронима Стридонского (за исключением одной рукописи XI–XII вв. из Корби), ни в календаре Depositio martyrum Ecclesiae Romanae (середина IV в.). Церковь (диакония) во имя Евстафия Плакиды известна в Риме с IХ в., но, как полагают исследователи, существовала уже в VII в. Предание о том, что встреча Евстафия Плакиды и чудесного оленя произошла близ Тиволи, на месте, где позднее на скале Вультвилла (Вультурелла) была построена церковь Пресвятой Богородицы (ныне церковь Санта-Мария делла Менторелла), появилось в конце Средневековья. На православном Востоке память Евстафия Плакиды и его семьи праздновалась 20 сентября, на Западе – 20 сентября или в первых числах ноября. В миссалах и бревиариях Евстафий Плакида чаще всего упоминается 2 ноября (например, в Мартирологе Узуарда) или 3, 4, 5, 9 ноября. По мнению исследователей, первоначально память Евстафия Плакиды совершалась 1 ноября (в списке Мартиролога Иеронима Стридонского из Корби; XI–XII вв.), но в связи с установлением в этот день праздника Всех святых была передвинута на 2 ноября, а потом из-за того, что к этому числу было приурочено поминовение усопших, перенесена на следующие дни ноября. В разных типах сакраментариев имя Евстафия Плакиды не упоминается. Самой распространённой была дата празднования 20 сентября (в Евангелиариях римского типа середины VIII в.), перешедшая впоследствии в составленный Цезарем Баронием Римский Мартиролог (1586 г.). Эта дата всё чаще появляется в римских литургических книгах с XVI в. и затем становится общепринятой. На Западе Евстафий Плакида входил в группу так называемых четырнадцати св. помощников. Его жизнеописание пользовалось большой популярностью, было переведено на старофранцузский, итальянский, испанский, английский, немецкий и ирландский языки.

 



 
PR-CY.ru