ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА, Евстахий Плакид - Страница 8

В византийское время получили распространение три основных сюжета с изображением святого: Евстафий Плакида – полководец-христианин, видение Евстафия Плакиды распятого Христа между оленьими рогами, мученическая кончина Евстафия Плакиды с женой и сыновьями. С раннего времени единоличное изображение Евстафия Плакиды включалось в ряд наиболее прославленных св. воинов. Традиционно он представлен с тёмными вьющимися волосами, небольшими усами и короткой раздвоенной бородой. В воинском облачении Евстафий Плакида изображён на рельефе слоновой кости с образами сорока мучеников Севастийских (X в., Государственный Эрмитаж); на триптихе из Палаццо Венеция, Рим (середина X в.); на Арбавильском триптихе (середина XI в., Лувр, Париж); в церквах Каппадокии: в церкви Карабулут-килисе близ Авджылара в Гёреме (первая четверть XI в.), в базилике Константина в Еникёе (XI в.), в церкви в Орене близ Нара (XI в.); иногда верхом на коне (в нартексе церкви св. Георгия Диасорита на острове Наксос, XII в.). С XIII в. Евстафия Плакиду обычно изображали в кирасе, в застёгнутом на груди плаще, со щитом и с мечом или копьём: в башне св. Георгия монастыря Хиландар на Афоне (середина XIII в.); в монастыре Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (1316–1321 гг.); в церкви Спасителя монастыря Жича, Сербия (начало XIV в.); в церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (около 1320 г.). Исследователям известны изображения Евстафия Плакиды в хитоне и гиматии: на триптихе с Деисусом и святыми (X–XI вв., Музеи Ватикана); на фресках в крипте кафоликона монастыря Осиос Лукас (1030 гг.), в церкви Кылычлар-Кушлук-килисе в Гёреме, Каппадокия, XI в. – в позе оранта. С X в. Евстафия Плакиду часто (как ни одного другого византийского святого) представляли в окружении членов его семьи (святой облачён в хитон и гиматий). Подобные изображения встречаются в капеллах, имеющих погребальное назначение, например, на своде северо-западной капеллы кафоликона монастыря Осиос Лукас (1030 гг.). В соборе Святой Софии в Киеве в росписи внешней галереи (1040 гг.) Евстафий Плакида в облике средовека, Феопистия – в серо-синей ризе и в коричневом мафории, с крестом в руке, на пилоне полностью сохранилось изображение одного из их сыновей – круглолицего отрока в изукрашенном коротком хитоне, от изображения второго сына уцелела только нижняя часть (исследователям неясно, кто из них Агапий, кто – Феопист). Образы Евстафия Плакиды с сыновьями могли располагаться в ряду других воинов и святых: например, в росписи ряда церквей Каппадокии: св. Иоанна Крестителя в Гюллюдере (между 913 и 920 гг.), Тавшанлы-килисе (между 913 и 945 гг.), Евстафия Плакиды в Гёреме (XI в.), Йыланлы-килисе (предположительно) в долине Ыхлара в Белисырме (X в.), а также в росписи внешней галереи Святой Софии в Киеве и в рукописи Служебного Евангелия (третья четверть XI в.). Изображение Евстафия Плакиды в окружении членов семьи широко распространено в греческой и балканской живописи в поствизантийский период: в монастыре Хурези, Румыния (1694 г.), – с женой и детьми; в церкви великомученицы Параскевы в Рымнику-Вылче, Румыния (XVII в.), в монастыре в Мецово, Греция (XVII в.), на галереях (1649 г.) церкви Рождества в Арбанаси, Болгария (1638 г.), – с сыновьями.

 



 
PR-CY.ru