ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА, Евстахий Плакид - Страница 7

В последовании Евстафия Плакиды в Евергетидском Типиконе второй половины XI в., отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава, почти те же праздничные особенности, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; служба на литургии включает те же чтения из Апостола и Евангелия, прокимен из Пс. 67 (как в иерусалимском Лекционарии), аллилуиарий со стихом из Пс. 33, причастен на выбор – Пс. 32:1 или 111:6b. Согласно одной из южноиталийских редакций Студийского устава, Мессианскому Типикону 1131 г., 20 сентября соединяются последования Евстафия Плакиды и попразднства Воздвижения Креста, которое продолжается по 21 сентября (согласно более ранним редакциям Студийского устава, праздник Воздвижения отдаётся 15 сентября), праздничные элементы последования Евстафия Плакиды сохраняются (кроме светильна после девятой песни). На литургии вся служба совпадает с приведённой в Типиконе Великой церкви. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава , XII–XIII вв. – устав службы в день памяти Евстафия Плакиды сходен с приведённым в Мессинском Типиконе: поются последования великомученика и Воздвижения. Последование Евстафия Плакиды включает несколько самогласнов, кондак великомученику поётся после шестой песни канона, на блаженнах назначаются песни из канона праздника и Евстафия Плакиды. Служба великомученику на литургии та же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В более поздних редакциях Иерусалимского устава (в славянских рукописях XVI в.) увеличивается количество самогласнов, указываются стихиры на хвалитех. С конца XVI в. в рукописных русских Типиконах при памяти Евстафия Плакиды может ставиться знак «3 точки в полукруге» (красный или чёрный, обозначающий святого, «поемого на 6»), в печатных изданиях русского Типикона этот знак ставится регулярно начиная с исправленного издания 1682 г. В московском издании Типикона 1633 г. приведено соединение последований Воздвижения, Евстафия Плакиды и полиелейного последования мучеников князя Михаила и боярина Феодора. В издании Типикона 1682 г. в последовании Евстафия Плакиды добавляется ещё один самогласен на стиховне утрени. Служба на литургии во всех редакциях Иерусалимского устава излагается без изменений. В 1765 г. в Москве была издана бденная служба Евстафия Плакиды в честь бывшего в этот день рождения царского наследника Павла. Недостающие песнопения были взяты из Общей Минеи (служба мученикам многим). Последование Евстафия Плакиды, помещаемое в современных богослужебных книгах, включает: общий отпустительный тропарь четвёртого гласа, кондак второго гласа с икосом; канон, составленный гимнографом Феофаном, четвёртого гласа, с акростихом; цикл из трёх стихир-подобнов и семи самогласнов; седален; светилен. В рукописях сохранились и другие песнопения в честь Евстафия Плакиды: анонимный канон плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, с акростихом «Отряд четверочисленный пою мучеников», ирмос (начало: «Свет отеческий, богоначальный, предшествующий началам, Словe Божий»); канон, составленный гимнографом Иосифом, четвёртого гласа, с акростихом «Божественным мученикам эти гимны плету. Иосиф», ирмос (начало: «Боголепно собравшись в честном сегодня»), канон имеет вторую песнь; дополнительные икосы к кондаку Евстафия Плакиды второго гласа. Житие Евстафия Плакиды, широко известное в регионах Византии, на христианском Востоке и Западе, повлияло на создание большого числа изображений великомученика в храмовых декорациях, мелкой пластике, рукописях.

 



 
PR-CY.ru