ЕПИТРАХИЛЬ - Страница 10

Связь с константинопольскими мастерскими орнаментального и лицевого шитья проявлялась в типологии орнамента, например, в использовании мотива двуглавого орла: епитрахиль с Великим Деисусом в монастыре апостола Иоанна Богослова на Патмосе; епитрахиль с Господскими праздниками и Страстями в монастыре великомученицы Екатерины на Синае (XV в.). В конце XIV – начале XV в. драгоценные епитрахили создавали и в русских мастерских. Одна из таких епитрахилей была прислана в дар Константинопольскому патриарху Матфею I и упомянута в описи 1397 г. Святой Софии в Константинополе: «…Покрытая жемчугом, украшенная агнцами из позолоченного серебра и эмалей» (т.е. позолоченными серебряными и эмалевыми дробницами в форме агнцев). На лицевых дробницах повторялись иконографические типы, которые встречаются в шитье. Таковы образы святителей на шести басменных дробницах в форме квадрифолиев на епитрахили, принадлежавшей, по преданию, Петру Московскому (первая половина XIV в., музеи Московского Кремля); образы на епитрахили, вложенной князем Иваном Сицким («дробницы серебряны золочены да 8 святых на серебре…»); изображения апостолов (в том числе от 70) на серебряных круглых дробницах с выемчатой эмалью новгородской работы (последняя четверть XIV – начало XV вв., перенесены во второй половине XVII в. на новую епитрахиль, как полагают исследователи, с повторением порядка их расположения на древнем произведении, Сергиево-Посадский музей-заповедник); композиции праздников (Рождество Христово, Воскресение; Благовещение, Распятие; Крещение, Вознесение) на той же епитрахили в киотчатых резных дробницах; парные фигуры святителей Василия Великого и Григория Богослова, Николая Чудотворца и Иоанна Златоуста, Афанасия Великого и Кирилла Александрийского, а также образы священномучеников Игнатия Богоносца и Климента, папы Римского; ангельские чины (херувимы и серафимы), изображения которых исполнены в технике чеканки, на епитрахили, находившейся в 1577 г. в ризнице Успенского собора в Коломне («потрахиль бархат чорной на золоте с площами с сереряными з золочёными, а на них выбиваны херувимы и серафими…»). На русской епитрахили XVI–XVII вв. использовали тканые полосы с лицевыми изображениями святых и Господских праздников, распространённые в церковном шитье Западной Европы XV–XVI вв. Подобные предметы в русском церковном быту могли появиться в эпоху Реформации в XVI в. в странах Западной и Центральной Европы. Фоны таких полос с готическими кивориями и «шахматными» полами использованы на неразрезной епитрахили (без иордани) из Павлова Обнорского во имя Святой Троицы монастыря (XVI в., Вологодский музей-заповедник). Епитрахиль, составленная из полос с изображениями святых в западных иконографических изводах, была сфотографирована в начале XX в., как полагают исследователи, в ризнице Успенского монастыря города Старицы Тверской губернии.

 



 
PR-CY.ru