ЕПИТРАХИЛЬ - Страница 8

Следование византийской иконографии характерно для XVII в.: епитрахиль из Иверского монастыря, созданная по заказу Константинопольского патриарха Дионисия с датой 12 января 1672 г. (епитрахиль такого типа была в соборе Святой Софии в Великом Новгороде: «...Шита золотом и серебром, на которой вышиты праздники дванадесятные и страсти Христовы»). Шитые композиции праздников характерны для предмета облачения, родственного епитрахили и известного в коптско-сирийской традиции XVI в. как батрашиль. Епитрахиль с изображением «Благовещения» отличаются большим количеством вариантов образа Христа в центральном медальоне иордани. Иногда сюжет «Благовещение» объединён в общую композицию и помещён на одной стороне епитрахили, что характерно для произведений, включающих Страстной цикл и двунадесятые праздники. В этом случае напротив «Благовещения» обычно изображается «Рождество Христово». Исследователям известны случаи, когда между центральным медальоном иордани и фигурами архангела Гавриила и Богоматери из «Благовещения» помещаются образы пророков: первосвященника Захарии и Иоанна Крестителя (например, епитрахиль XVI в., Византийский музей, Афины; епитрахиль священника Константина, XVI в., монастырь Ставроникита, Афон). В нижней части епитрахили с «Благовещением» выделяется четыре основные группы изображений: святители, апостолы, сонм святых (по три фигуры в медальоне), сюжетные композиции. Группа сонма святых, как правило, представлена только на епитрахили с «Благовещением» и имеет общее композиционное строение для всех памятников: переплетение малых кругов с крупными медальонами с фигурами трёх святых, которые располагаются по всей длине епитрахили. Состав святых может меняться, но их расположение соответствует следующему порядку: пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, отшельники, сочинители гимнов. Важной иконографической деталью, объединяющей эту группу, является образ Святой Троицы в центральном медальоне иордани. Среди представленных на епитрахили образов традиционны фигуры апостолов (епитрахиль константинопольской работы в монастыре апостола Иоанна Богослова на Патмосе; епитрахиль начала XVII в. молдавской работы (?) в монастыре Симонопетра на Афоне) и пророков. Образы последних, прославляющих Богоматерь (в типе Великой Панагии), есть на епитрахили (конец XVI – начало XVII вв. с датой вклада 1600 г.) в афонском монастыре Ксиропотам.

 



 
PR-CY.ru