ЕПИТРАХИЛЬ - Страница 6

Отдавалось преимущество древним отцам церкви, прежде всего, трём вселенским святителям: византийская епитрахиль из раки Иоанна Новгородского в соборе Святой Софии в Великом Новгороде с изображениями Христа Великого Архиерея, Богоматери и Иоанна Предтечи, со святыми в три четверти поворота – апостолами Петром и Павлом, святителями Василием Великим, Иоанном Златоустом, Григорием Богословом, Афанасием Александрийским, Димитрием Солунским и архидиаконом Стефаном (вторая половина XIV в., Новгородский музей-заповедник); епитрахиль с образами Христа Великого Архиерея (на иордани), Богоматери, Иоанна Предтечи, фронтально изображёнными апостолами Петром и Павлом, святителями Василием Великим, Иоанном Златоустом, Григорием Богословом, Афанасием Александрийским, Николаем Чудотворцем и Спиридоном Тримифунтским (вторая половина XV в., монастырь Хиландар, Афон); епитрахили, близкие к последней, из монастыря Путна в Румынии; епитрахиль из Византийского музея в Афинах; епитрахиль середины XV в. из ризницы монастыря в Пече в Сербии; епитрахиль с изображениями святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Московского митрополита Петра, Ростовского епископа Леонтия, Григория Богослова, Николая Чудотворца, Московского митрополита Алексия, Новгородского епископа Никиты работы царских мастеров (середина – вторая половина XVI в., музеи Московского Кремля). Среди изображённых святых могли быть покровители заказчиков: Сурожский архиепископ Стефан и архидиаконы Стефан и Лаврентий на епитрахили новгородской работы, вложенной Марией и Феодором (XIV–XV вв., Новгородский музей-заповедник). На епитрахили греческого (или сербского) происхождения (XV в.?, Исторический музей) фронтально изображены святители Кирилл Александрийский, Николай Чудотворец, Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Спиридон Тримифунтский, Дионисий Ареопагит, Тимофей (Прусский?); внизу, под арками с трёхлопастным завершением, – Иоанн Предтеча и пророк Захария, апостол Иоанн Богослов. Помимо них изображали св. воинов Георгия, Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Феодора Стратилата; врачевателей Косму и Дамиана, например, на епитрахили греческой работы (XV в., монастырь Эсфигмен на Афоне). На епитрахили молдовлахийского производства присутствуют портреты ктиторов-господарей Александра Доброго и его супруги Марины в рост (1400–1432 гг., Государственный Эрмитаж); фигуры коленопреклонённых Петра III и его сына Марка (1537 г., монастырь Эсфигмен на Афоне); изображения Иоанна Негоша с сыновьями и его супруги с дочерьми наряду с образами святителей и пустынников (XVII в., монастырь Эсфигмен на Афоне). Новогреческой традицией Н.П. Кондаков считал упоминание имён не только вкладчиков и создателей, но и членов их семей (например, на епитрахили 1680 г., монастырь преподобного Дионисия, Афон). На выбор изображений влияло местное почитание святых. На создание епитрахили середины – второй половины XVI в. (музеи Московского Кремля) с фигурами Московских митрополитов Петра, Алексия, епископов Леонтия Ростовского и Никиты Новгородского, как полагают исследователи, повлияли прославление епископа Никиты Новгородского после обретения его мощей в новгородском Софийском соборе в 1558 г. и привоз его погребальных одежд в столицу на поклонение.

 



 
PR-CY.ru