ЕПИТРАХИЛЬ - Страница 7

На епитрахили из Киево-Печерской лавры (1672 г., Киево-Печерский заповедник) вышиты образы преподобных Антония и Феодосия Печерских. На епитрахили (вторая половина XVI в.), вложенной священником Георгием в афонский монастырь Симонопетра, среди святителей присутствует Митрофаний, первый Константинопольский епископ. Появление его образа могло стать характерной чертой произведений поствизантийского периода: Н.П. Кондаков упомянул греческую епитрахиль XVII в. из монастыря Ксенофонт, на которой изображение Митрофания Константинопольского предшествовало образам Константинопольских святителей. В поствизантийский период оформление греческих епитрахилей утратило прежнюю целостность, красоту рисунка, на иконографию сильно влияли итало-критские образцы. Такова епитрахиль преподобного Зосимы (XVII в., монастырь Симонопетра, Афон), на которой соединение композиций «Большого Деисуса» и «Благовещения» свидетельствует о важности замысла: архангел Гавриил и Богоматерь в «Благовещении» изображены в полный рост, другие святые – в поясном варианте; обращённые друг к другу апостолы Пётр и Павел представлены с половинами церковного здания в руках, как на иконах униатского толка; сцена «Благовещение» развёрнута на фоне архитектуры, тогда как в других композициях фон отсутствует. Уникальной деталью изображений этой епитрахили является сцена причащения Марии Египетской Зосимой. Её появление могло иметь патрональную обусловленность или связь с предназначением епитрахили одному из афонских скитов. На епитрахилях, созданных на православном Востоке в Новое время, изображения святителей могли отсутствовать: епитрахиль со сценой «Благовещение», с образами св. воинов Георгия и Димитрия, пророков Моисея и Аарона (1752 г.) была украшена работавшим в Вене Христофором Жефаровичем и вложена в монастырь великомученицы Екатерины на Синае Анастасием Моралесом из Кастории. Образы святых могут быть представлены не только единолично, но также попарно (неразрезная епитрахиль, без иордани, из Павлова Обнорского во имя Святой Троицы монастыря, XVI в., Вологодский музей) и группами в соответствии с чином святости (епитрахиль из Иверского монастыря на Валдае, шитая в Юго-Восточной Европе, XVI в. (XV в., по мнению Ю.Г. Гридневой), ИАХМНИ, с подписанными по-гречески поясными изображениями пророков, апостолов, святителей, воинов, мучеников в круглых медальонах, по три в каждом). Изображения святителей сочетались с композициями избранных праздников: епитрахиль с именем иеромонаха Каллиста (XV в., монастырь апостола Иоанна Богослова на Патмосе). Выбор в качестве сюжетов двунадесятых праздников характерен для епитрахилей константинопольской работы. Их иконография близка к иконописной – с архитектурой и условным пейзажем, обрамлением сцен килевидной аркой, опирающейся на витые колонки: епитрахиль Петра Скевофилакса (XIV в., Великая Лавра на Афоне). На епитрахили XV в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае 18 композиций праздников и сцен Страстей Христовых заключены в круглые медальоны, на иордани размещён образ Живоначальной Троицы в варианте «Гостеприимство Авраама». По мнению исследователей, её константинопольское происхождение подтверждается иконографией композиций, художественным уровнем исполнения и использованием в качестве орнаментального мотива двуглавого орла.

 



 
PR-CY.ru