ЕПИТРАХИЛЬ - Страница 3

С XII в. на изображениях епитрахили появляются золотые узоры: епитрахиль на архиепископе Антонии, игумене Синайского монастыря (икона «Лествица преподобного Иоанна Лествичника», XII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае), на святителях Клименте, папе Римском, Ипатии («Еупатии») Гангрском и Николае Чудотворце (новгородская икона «Спас на престоле, с избранными святыми», вторая половина XIII – начало XIV вв., Третьяковская галерея); на Николае Чудотворце (новгородская икона «Святитель Николай Зарайский и апостол Филипп», первая половина XIV в., Третьяковская галерея). С XIII в. встречаются епитрахили с контрастными цветовыми сочетаниями красной и белой материи, с жемчугом и золотым шитьём: на святителях Василии Великом и Николае Чудотворце, представленных на боковых полях диптиха «Богоматерь с Младенцем» – «Великомученик Прокопий» (вторая половина XIII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае); на Василии Великом, изображённом на царских вратах из Успенской церкви погоста Кривое на Северной Двине (вторая половина XIII в., Третьяковская галерея). На самых ранних житийных иконах изображение епитрахили в облачении иерея может быть опущено (клеймо иконы «Великомученик Пантелеимон, с житием», начало XIII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае) даже в сценах совершения таинств (клеймо этой же иконы «Святой Ермолай совершает крещение Пантелеимона»). С XIV в. епитрахиль изображали подробно, соответственно другим деталям ставшего более сложным и пышным облачения святителей. Таковы златотканые, с жемчугом, драгоценными камнями и разноцветными кистями епитрахили на святителях по сторонам смертного ложа Василия Великого (икона «Успение Василия Великого», XV в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае); епитрахиль со сложными узорами (например, завитками лозы с пальметтами внутри) на святителях на фресках апсиды парекклисиона церкви константинопольского монастыря Хора (Кахрие-джами; около 1316–1321 гг.), в композиции «Поклонение Жертве» в апсиде кафоликона монастыря Преображения Господня, Метеоры (конец XV в.); епитрахиль на Николае Чудотворце в росписи кафоликона святителя Николая монастыря Анапавса, Метеоры (мастер Феофан Критский, 1527 г.); епитрахиль на Зосиме, причащающем Марию Египетскую (фреска в нартексе кафоликона монастыря Преображения Господня, Метеоры, первая половина XVI в.). Эта особенность унаследована искусством Древней Руси: епитрахиль на фигурах святителей на иконах-«полотенцах» (таблетках; вторая половина XVI в., из Покровского собора Суздаля), епитрахиль с фигурами Василия Великого и Иоанна Златоуста на святителе Николае (икона «Святитель Николай Чудотворец», третья четверть XVI в., из Леонтьевской церкви Вологды, Вологодский музей-заповедник). Кресты на епитрахили могли быть шитыми или составленными из нашивных деталей, например, металлических дробниц. Растительный орнамент («свящённое древо») символизировал райский сад: епитрахиль, принадлежавшая, по преданию, Петру Московскому (первая половина XIV в., музеи Московского Кремля); епитрахиль из раки митрополита Филиппа (Колычева; XVI в., музеи Московского Кремля).

 



 
PR-CY.ru