ЕПИТРАХИЛЬ

ЕПИТРАХИЛЬ (букв. – «облачение, лежащее на шее»; в источниках встречается также иной вариант названия, означающий  букв. – «облачение, лежащее вокруг шеи» – и его сокращение) – одно из главных облачений священнослужителей христианской церкви, представляющее собой длинную ленту из ткани (как правило, расшитую), возлагаемое священниками и епископами на шею во время совершения церковных служб и указывающее на их особое место в церковной общине. Ближайшее к епитрахили облачение (и по форме, и по способу употребления) – дьяконский орарь (в византийской традиции орарь носится дьяконами на плече, но в других традициях известна практика возложения ораря, как и епитрахили, на шею). Обозначение епитрахили как «ораря» было широко распространено в древней церкви, о чём свидетельствуют как многие средневековые латинские источники, так и литургическая терминология нехалкидонитов (словами, образованными от «орарь» (наряду с другими терминами), епитрахиль доныне обозначается в практике Армянской и Коптской церквей, а также Церкви Востока, где орарь и епитрахиль не различаются между собой). В древних редакциях византийского чина хиротонии во пресвитера говорится о том, что в конце рукоположения епископ переносит ту часть дьяконского ораря ставленника, которая находилась сзади, вокруг его шеи на правое плечо, превращая этим орарь в епитрахиль. Таким образом, древнейшим упоминанием епитрахили исследователи считают 22 и 23 правила Лаодикийского собора, где говорится об употреблении ораря. Термин «епитрахиль» впервые встречается в VIII в.: он зафиксирован в византийском литургическом толковании, известном под названием «Церковная история» и приписываемом в рукописях Василию Великому или Герману Константинопольскому. Здесь же епитрахили впервые даётся символическое толкование: епитрахиль сопоставляется с узами, которые были возложены на шею Спасителя, когда Его влекли на Распятие. Так же понимал символическое значение епитрахили и Фессалоникийский архиепископ Симеон, который истолковывал обряд перенесения во время пресвитерской хиротонии задней половины ораря на правое плечо ставленника как возложение ярма (ига) священнического служения и всей полноты священства на хиротонисуемого. В диатаксисе Божественной литургии Филофея I Коккина при возложении священником на себя епитрахили во время облачения к литургии предписано читать стих, в котором епитрахиль истолковывается как символ Божественной благодати, дарованной священнику (такое же толкование даёт епитрахили Николай Кавасила). Этот же стих читается при возложении епитрахили и в современной традиции. Однако в русских дониконовских изданиях указан иной стих, который подчёркивает ту символику епитрахили, о которой говорится в «Церковной истории». Среди греческих источников примеры использования этого стиха в качестве молитвословия на возложение епитрахили исследователями не выявлены; они полагают, что этот стих был заимствован русской дониконовской практикой непосредственно из памятников символического толкования богослужения. Епитрахиль является важнейшим из священных облачений; традиция запрещает священнику и епископу совершать какое-либо богослужение без епитрахили. При этом епитрахиль может быть видна молящимся (если служба совершается без фелони), а может быть скрыта под фелонью, саккосом, мантией.

 



 
PR-CY.ru