ЕПИТРАХИЛЬ - Страница 9

Может присутствовать акафистный цикл: например, на епитрахили архиепископа Дорофея (XVI в., монастырь Ставроникита, Афон); на епитрахили патриарха Анфима (1608 г., Великая Лавра на Афоне). Изображение ангельских чинов на епитрахили появилось, как полагают исследователи, при переделке орарей или под влиянием их декорации (самый ранний пример – коптская епитрахиль VIII в.). Епитрахиль из собора Святой Софии в Великом Новгороде, поздним преданием приписанная архиепископу Моисею Новгородскому, была переделана, согласно описи 1736 г., из «передника» саккоса, согласно другим описям – из соборного омофора, «приперстника», «на коей по зелёному атласу вышито четыре ангела золотом, серебром и шёлком». На ней присутствуют фигуры архангелов Михаила, Гавриила и двух ангелов, стоящих под арками с многолопастными очертаниями. Подобны ей молдавские епитрахили XVI в. из Драгомирны, епитрахиль середины XVI в. из Музея Виктории и Альберта в Лондоне, епитрахиль 1671 г. архиепископа Анании Синайского с шитыми словами гимна «Осанна в вышних…», двумя парами херувимов и другими символическими образами (монастырь великомученицы Екатерины на Синае). Композиционно-геометрическое построение оформления епитрахили наиболее полно раскрыто у Г. Милле, который делит епитрахили на три группы по принципу организации декора их пространства фигурами или сюжетами, классифицирует по изображениям в медальонах, в арках или в прямоугольных рамках. Каждая группа имеет подгруппы в зависимости от содержания. Обрамлением лицевых изображений служили не только архитектурные формы в виде арок на колонках, но и растительный и геометрический орнаменты. На епитрахили середины – второй половины XVI в. (музеи Московского Кремля) шитые вязью и жемчужной обнизью тексты тропарей святителям (за исключением тропаря Никите Новгородскому) обрамляют их фигуры. На изготовлении лицевых епитрахилей (как, по мнению исследователей, и других предметов облачения высших чинов церкви) в поздневизантийский период специализировались константинопольские мастерские, существование которых подтверждают епитрахили, сходные по исполнению и иконографии, степени украшенности и драгоценности. Они принадлежали православным иерархам, например, Московскому митрополиту Фотию, Анфиму (Критопулосу), митрополиту Унгро-Влахийскому (1381–1401), чья епитрахиль (около 1380 г.) сохранилась в румынском монастыре Тисмана.

 



 
PR-CY.ru