ЕПИТРАХИЛЬ - Страница 5

Образ Спасителя может замещаться изображением Святой Троицы (например, епитрахиль XV в., монастырь Ставроникита, Афон). Под Деисусом в нижней части епитрахили располагаются образы, условно определяемые как три основных типа изображений: отцы церкви и святители; пророки, предрекшие воплощение Христа; апостолы и евангелисты. Заполнение нижней части епитрахили изображениями апостолов встречается только с середины XVI в. и преимущественно на молдавских епитрахилях. Составители средневековых описей отмечают лицевые изображения на передней части епитрахили. Наиболее распространены лицевые епитрахили с образами святых. Техника исполнения их может быть различной: шитьё, резьба, чернь и эмаль на металлических дробницах. В описях различных монастырей среди служебных одежд на первом месте упомянуты лицевые епитрахили с шитыми серебром и золотом фигурами святых: епитрахили из красной тафты, «а по ней шиты святители шесть, шолком шиты да золотом, а веньци у них жемчугом сажены мельким»; епитрахиль «жемчюгом сожена со святители», по описи 1577–1578 гг., находящаяся в ризнице Успенского собора Коломны; епитрахиль из тёмно-красного атласа, «на ней шесть святителей», украшенная четырьмя «плащами» (дробницами), в том числе с жемчугом, «из Голутвина монастыря» в Коломне; епитрахиль – вклад «князя Ивана Судцкого» (Сицкого), на которой «святые стоячие… да мученики поясные» (восемь или десять фигур). Среди ветхих одежд новгородского Софийского собора встречается епитрахиль «по лазоревой земли камчатой, шиты святые разные золотом». Лицевые епитрахили по материалу, технике исполнения и подбору лицевых композиций часто составляли единый комплект с поручами, что влияло на выбор изображений на них (Благовещение, Деисус или святые). Большой Деисус – наиболее парадный вариант композиции верхней части епитрахили: в молении Спасителю (на иордани) предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, святители и святые других чинов. На поздневизантийской епитрахили XIV–XV вв. образы святых могли быть представлены в обрамлении арок: на епитрахили конца XIV – начала XV вв. из погребения неизвестного митрополита Рашки в церкви св. Петра близ Нови-Пазара (Национальный музей, Белград); в обрамлении прямоугольных рамок: на епитрахили с «Великим Деисусом» (вторая половина XIV в., монастырь апостола Иоанна Богослова на Патмосе) представлена полуфигура Богоматери «Оранты-Знамения»; в круглых медальонах: на епитрахили иеромонаха Досифея (XVI в., Византийский музей, Афины), на епитрахили (XV в.) из монастыря преподобного Дионисия, Афон. На епитрахили митрополита Фотия (конец XIV – начало XV вв. (конец XIV в., по мнению Ю.Г. Гридневой), музеи Московского Кремля) помимо изображений в рост Богоматери и Иоанна Предтечи, молящихся Христу, вышито 88 медальонов с полуфигурами святых. Среди святых чаще всего изображали отцов церкви. Как правило, это одиночные фигуры в рост, наподобие тех, что традиционно входили в программу росписей алтарных апсид.

 



 
PR-CY.ru