ЕРМОЛАЙ, Еразм - Страница 6

В «Слове о разсужении любви и правде...» автор резко выступает против богатства, которое, по его мнению, по большей части достигается путём насилия, а потому несовместимо с любовью. Бедность, убеждён Ермолай-Еразм, «честнейши богатества». Достичь совершенной любви можно, избегая злых дел и подвизаясь в добродетелях, среди которых – «воздержание, кротость, нежадание имениа, пост, худость ризная, милостини от своего труда». Ермолай-Еразм подкрепляет свои рассуждения многочисленными цитатами из Евангелия и Апостольских посланий. В «Слове к верным, иже християня словом нарицаются, Богови же супротивящеся коварствы, и в сем на ся греха не возлагают» Ермолай-Еразм продолжает разработку темы нестяжания, избирая основным предметом современную ему монашескую жизнь. Начав с упрёков мирянам, изменяющим данный им свыше «образ Божия созданиа» (имеется в виду брадобритие, использование женщинами косметических средств и др.), автор переходит к критике иноков, преступающих данный ими при постриге обет отречения от мира. Автор упрекает насельников многих монастырей в гордости, в стремлении к богатству и власти, в излишествах в быту. Особенно резко Ермолай-Еразм выступает против монастырского землевладения, смыкаясь в этом с нестяжателями. По его убеждению, дающий сёла монастырям «разстризает сих мних или инокинь, еже паки обращает их во многоплетенныя сети мирския». Вместе с тем в отличие от идеологов нестяжательства Ермолай-Еразм не настаивал на ликвидации монастырского землевладения: его рассуждения имеют в виду исключительно утверждение идеалов аскетизма. Одно из назидательных произведений Ермолая-Еразма («Главы о увещании утешителнем царей, аще хощеши, и велмож») написано для использования в конкретных жизненных обстоятельствах. Сочинение состоит из десяти глав-молений, шесть из которых обращены к царю (и вельможам), одно – к архиепископам и епископам, два – к боярам и вельможам, последнее – «ко всякому человеку». Поводы для обращений автора к адресатам разнообразны: «радость нарожениа отрочат», победа «на враги ратныя», скорбь об умерших сродниках, получение или лишение чина или должности и др. Исследовавший текст А.И. Клибанов сделал заключение, что он отражает события «казанского взятия» (1553 г.) и последовавших за ним лет. Главы «О наследствии градов супостатных», «О победе на враги ратныя» и «О скорби о побиенных на рати или плененых» связаны, по мнению учёного, непосредственно с событиями казанского похода. Главы, посвящённые «радости нарожениа отрочат», могут быть соотнесены с рождением сыновей Ивана IV Дмитрия (1552 г.) или Ивана (1554 г.) и дочери Евдокии (1556 г.). Глава «О скорби сродник умерших», включающая раздел «О отрочатех», по мнению исследователя, является откликом на смерть царевича Дмитрия, последовавшую в 1553 г., или царевны Евдокии – в 1558 г. Темы глав, обращённых к боярам и вельможам («В радости боляром и всем вельможам, в чин пришедшим», «В скорбех боляром и всем вельможам, от сану избывшим»), по мнению исследователя, «имеют своё глубокое оправдание» в падениях и возвышениях, обусловленных боярским мятежом во время болезни Ивана IV (март 1553 г.).

 



 
PR-CY.ru