ЕРМОЛАЙ, Еразм - Страница 8

В случае реформы, по мысли Ермолая-Еразма, в царскую казну средства для раздачи боярам и детям боярским «на богатество, а не нужда ради» с этих земель не должны поступать. Там, где преобладают леса, жители должны давать «зверие и мёд, с рек же рыбы и боброве». Несение ямской повинности должно быть возложено на богатых горожан. Помимо податных реформ «Правительница» содержит предложения по изменению единицы межевания земли: вместо четверти Ермолай-Еразм предлагает использовать «четверогранное поприще» (квадратную версту). Два важных предложения Ермолая-Еразма касаются военной службы дворянства: владеющий одним «поприщем» должен выходить на войну вместе со слугой «в бронех» (это предложение было осуществлено с учётом другой земельной единицы при принятии «Уложения о службе»); дети боярские, чтобы быстрее собираться на войну, должны жить в городах. В последней части трактата автор высказывается против корчемства, которое он считал основной причиной распространения на Руси «пьянственнаго пития» и «душегубства». Важнейшее место в творческом наследии Ермолая-Еразма занимают агиографические сочинения. Исследователи находят примечательным, что они были включены автором в первый сборник-автограф и отсутствуют во втором сборнике. По их мнению, это обстоятельство объясняется разочарованием, постигшим писателя, после того как митрополит Макарий отказался включить созданные по его поручению Жития Муромских святых в Великие Минеи Четьи. Житие святых Петра и Февронии Муромских («Повесть от жития святых новых чюдотворец Муромских, благовернаго, и преподобнаго, и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго во иноческом чину Давыда, и супруги его благоверныя, и преподобныя, и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя во иноческом чину Еуфросинии») – наиболее известное из сочинений Ермолая-Еразма, получившее широкое распространение в списках. Памятник был создан в 1540 гг. в качестве официального Жития «новых чудотворцев», канонизированных Собором 1547 г. К этому времени почитание святых Петра и Февронии уже имело устойчивую многолетнюю местную традицию. Работая над Житием, Ермолай-Еразм использовал предания о святых: по его признанию, он писал «елико слышах, не ведый, аще инии суть написали, ведуще выше мене». В созданном им Житии святых Петра и Февронии наряду с агиографическим каноном оказались сильны фольклорные (сказочные) и связанные с ними философско-символические мотивы; исследователи отмечают наличие в тексте «странствующих» сюжетов, роднящих текст с европейским фольклором; литературоведы рассматривают данное Житие как христианскую притчу (Наталья Сергеевна Демкова) или как богословско-дидактическую поэму (Мария Борисовна Плюханова).

 



 
PR-CY.ru