ЕРМОЛАЙ, Еразм - Страница 2

Место пострига Еразма неизвестно, это мог быть один из севернорусских монастырей (А.А. Зимин), вероятно, Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь. В пользу данного предположения свидетельствует несколько обстоятельств: по мнению исследователей, из Кирилловой Белозерской обители происходит созданный в монашеский период творчества сборник-автограф Еразма; в библиотеке монастыря находились редкие списки некоторых сочинений Еразма, созданных после пострига (например, список «Тропарей и кондаков, ихже несть во святцех» – Российская национальная библиотека). Время смерти Еразма исследователи приблизительно определяют на основании датировки филиграней последнего из его автографов (Российская национальная библиотека). Литературная деятельность Ермолая приходится на 1540–1560 гг. Творческое наследие писателя значительно по объёму и разнообразно по содержанию, среди его сочинений – богословские и социально-экономические трактаты, публицистические, полемические и назидательные тексты, агиографические и гимнографические произведения, молитвы. Об объёме творческого наследия Ермолая исследователям позволяют судить два сохранившихся сборника его сочинений, составленные и большей частью переписанные автором. Они включают все известные произведения писателя, кроме «К царю моления», носящего частный характер. Ранее считалось, что перу Ермолая принадлежит не вошедшее в авторские сборники «Послание к кир Софронию», в котором упоминается отъезд из Пскова Ивана Грозного (Алексей Иванович Соболевский). В настоящее время автором этого послания признан писатель XVI в. псковитянин Иван Рыков (Анатолий Аркадьевич Турилов и Алексей Владимирович Чернецов). К раннему (до принятия пострига) периоду творчества писателя относится ряд сочинений, вошедших в сборник (Российская национальная библиотека). Среди них – Жития святых Петра и Февронии Муромских и Рязанского епископа Василия, создание которых связано с Соборами 1547 и 1549 гг., трактат «Правительница» («Благохотящим царям правителница и землемерие»), косвенно упомянутый в «К царю молении», «Зрячая пасхалия» и «Поучение к своей душе». В ранних редакциях двух последних памятников, автор именует себя «прегрешным Ермолаем» (в первом случае именование включено в заглавие памятника («Прегрешнаго Ермолая к своей ему души поучение»), во втором случае упомянуто в приписке: «Бога же ради, сотворшаго вся, помяни прегрешнаго Ермолая, открывшаго мудрость сию на изъявление всем христианом»). В сборнике Российской национальной библиотеки в тех же сочинениях к мирскому имени писателя добавлено монашеское: «...Прегрешнаго Ермолая, во иноцех Еразма», что свидетельствует о составлении Ермолаем второго сборника несколькими годами позднее в монастыре. Первоначальная редакция «Зрячей пасхалии датируется исследователями приблизительно 1546 г.; вторая редакция, читающаяся в – 1560 гг. Памятник представляет собой комплекс календарно-хронологических сочинений, среди которых: «Круг пасхалии, по немуже християня празнуем Пасху, донележе и сотворение миру стоит», «Азбучная пасхалия» («Се же азбука рядовая, к нейже приправлены граничьныя слова») и календарная статья о знаках зодиака («О солнце, и о луне, и о 12 поясех, сиречь задеях»).

 



 
PR-CY.ru