ЕРМОЛАЙ, Еразм - Страница 9

Агиографическое введение к Житию обнаруживает родство с «Книгой о Святой Троице» Ермолая-Еразма. «Повесть о Рязанском епископе Василии» («О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань») также была написана Ермолаем-Еразмом по поручению митрополита Макария. Как и при написании Жития святых Петра и Февронии, Ермолай-Еразм при создании «Повести» использовал местное предание: «Слышах убо некиа глаголющих древняя сказаниа о граде Мураме». В основу «Повести» положена не подтверждаемая письменными источниками легенда о перенесении епископской кафедры из Мурома в Рязань при Василии. Художественные особенности «Повести» (использование фольклорных источников, лаконизм изложения, живые авторские интонации и др.), как полагают исследователи, как и в случае с Житием святых Петра и Февронии, не удовлетворили заказчиков: прежде чем быть включённой в состав Жития князя Константина Муромского и его сыновей, «Повесть» была переделана в соответствии с требованиями агиографического канона, выработанными литературной школой митрополита Макария. «Похвала Киевскому митрополиту Алексию» («Похвала святому, званному свыше Русийскому чюдотворцу Алексию, в нейже глаголася и о прочих святых, званных свыше») известна в единственном, авторском, списке. О времени создания памятника исследователи судят по косвенным данным: бумага той тетради сборника-автографа Ермолая-Еразма, на которой читается текст, датируется 1561 г. Лейтмотивом «Похвалы митрополиту Алексию» является сформулированная Ермолаем-Еразмом концепция «свышезванности» – идея об особом призвании Божьем, которого удостаиваются избранные праведники. Основой её стал сюжет из Жития митрополита Алексия о том, как отрок Елевферий (будущий митрополит) в юности получил «звание» с небес, в котором ему было проречено его монашеское имя – Алексий. Собственно «Похвала митрополиту Алексию» предваряется в сочинении повествованием о предшествовавших ему святых, удостоившихся, как и он, «звания свыше». В этом списке – 20 имён (названы пророки, апостолы, мученики, преподобные, Константин I Великий, Евстафий Плакида, особо выделен Еразм Формийский – небесный покровитель Ермолая-Еразма в монашестве). Источником повествовательной части памятника (включает два фрагмента: о «звании» свыше отроку Елевферию и о походе митрополита Алексия в Орду, когда он исцелил от слепоты татарскую царицу Тайдулу) стало Житие святителя, созданное Пахомием Логофетом, в его старшей редакции.

 



 
PR-CY.ru