Словарь по христианству Е ЕРМОЛАЙ, Еразм

ЕРМОЛАЙ, Еразм

ЕРМОЛАЙ, Еразм (первая четверть XVI в. – после середины 1560 гг.) – богослов, полемист, агиограф. Сведения о жизни Ермолая скудные и реконструируются исследователями почти исключительно на основе его произведений. Они предполагают, что он был уроженцем Пскова, где жил в 1540 гг. (в созданном около 1549 г. трактате «Правительница» («Благохотящем царем правителница и землемерие») Ермолай писал: «Зде же видим, яко во граде, нарицаемем Пскове, и во всех градех русийских корчемницы»). В конце 1540 гг. Ермолай перебрался в Москву, как полагают исследователи, в связи с приглашением принять участие в работе по созданию Житий русских святых, связанной с канонизационными Соборами 1547 и 1549 гг. По мнению исследователей, Ермолай упоминается в Никоновской летописи под 1555 г. как «протопоп спасской з дворца Ермалай» среди лиц, участвовавших вместе с митрополитом Макарием в богослужении, когда была совершена хиротония Гурия (Руготина) во архиепископа новообразованной Казанской епархии. По мнению исследователей, Ермолай служил в кремлёвском Спасском соборе упразднённого (переведённого в другое место) московского в честь Преображения Господня мужского монастыря («Спаса на Бору»). О том, что Ермолай имел священный сан, свидетельствуют его значительная образованность и осведомлённость в богословских вопросах, духовное содержание его сочинений, а также не раз постулируемая в них идея о превосходстве власти священника над светской властью («Поучение к своей душе» («Прегрешаго Ермолая к своей ему души научении»), «Слово на еретики» и др.). Служение Ермолая в кремлёвском соборе даёт исследователям возможность предполагать близкое знакомство писателя с царём и митрополитом. Его положение в Москве было непрочным. В конце 1540 – начале 1550 гг. (по датировке Александра Александровича Зимина, в 1549 г.) книжник написал адресованное Ивану IV Васильевичу «К царю моление» (известно в одном списке – Исторический музей). Ермолай писал о наветах и притеснениях, которые ему пришлось претерпеть, вероятно, от бояр и царских вельмож, клеветавших царю на него, и просил о защите. Исследователи полагают, что одной из причин, побудивших Ермолая обратиться к государю, была тревога за судьбу своих сочинений (митрополит Макарий не включил составленные Ермолаем по благословению святителя Жития Муромских святых в Великие Минеи Четьи). Вместе с «Молением» книжник послал Ивану IV три произведения, созданные по повелению митрополита Макария, два из них установлены – это Жития святых Петра и Февронии Муромских и Рязанского епископа Василия (в «Летописце начала царства» сообщается, что Иван IV перед походом на Казань, будучи в Муроме 13 июня 1552 г., поклонился могиле «своих сродников», великих чудотворцев князя Петра и княгини Февронии; особый интерес царя к новоявленным Муромским чудотворцам мог быть вызван прочтением Жития, присланного ему Ермолаем). Обращение Ермолая к царю осталось без ответа. Приблизительно в начале 1560 гг. Ермолай покинул Москву и принял постриг с именем Еразм в честь священномученика Еразма Формийского. Дата пострига определяется исследователями по водяным знакам бумаги автографа писателя, содержащего упоминание его монашеского имени.

 



 
PR-CY.ru