ЕРМОЛАЙ, Еразм - Страница 10

«Похвала Алексию» обнаруживает содержательное родство с другим сочинением Ермолая-Еразма – гимнографическим циклом «Тропари и кондаки, ихже несть во святцех», созданным после принятия пострига. Памятник представляет собой цельное произведение, в котором песнопения приведены в соответствии с несколькими принципами: по гласам, в соответствии с хронологией Священной истории и в соответствии с календарём. Цикл состоит из 80 песнопений, их большая часть посвящена ветхозаветным святым: праотцам Адаму и Еве, Авелю, Сифу, Еноху, Мафусаилу, Ною, Еверу, ветхозаветным патриархам Аврааму, Исааку, Иакову (Израилю), праведным Иосифу и Иову, Мелхиседеку, пророку Моисею, Аарону, Гедеону, пророкам Самуилу, Давиду, Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софонии, Аггею, Захарии, Малахии, Исаии, Иеремии, Иезекиилю, Ездре, богоотцам Иоакиму и Анне и др. Комплекс включает помимо прочих раздел «Тропари и кондаки свышезванным святым», все названные в нём подвижники упоминаются и в «Похвале митрополиту Алексию», имя Еразма, читавшееся в Похвале внутри перечня «свышезванных» святых, здесь поставлено на первое место. Исследователи полагают, что «Тропари и кондаки...» Ермолая-Еразма в XVI–XVII вв. использовались в богослужении: об этом свидетельствуют два списка, содержащие особую редакцию памятника. Творческое наследие Ермолая-Еразма включает ещё несколько небольших по объёму сочинений молитвенного характера: «Поучение о троичнем пении», Молитву к Святой Троице («Всякому верующему во Святую Троицу сиа молитва достоит безпрестани глаголати»), «Совершение тщащимся к пустынножителству» и «Призывание на поклонех молебно». Первый памятник вошёл в оба авторских сборника Ермолая-Еразма, остальные три – только во второй сборник, где вместе с «Поучением о троичнем пении» они составляют единый блок. Этот небольшой цикл, созданный Ермолаем-Еразмом, в основном, после принятия пострига, помещён в Софийской рукописи между второй и третьей частью «Книги о Святой Троице» и представляет собой дополнение к завершающей «Книгу о Святой Троице» «Молитве...». Важнейшей темой этих последних сочинений Ермолая-Еразма, как и большинства других его книжных трудов, осталась тема «Троицы во Единице». При жизни Ермолая-Еразма его сочинения (за исключением Жития святых Петра и Февронии) не получили широкого распространения. Его имя, как полагают исследователи, было забыто вскоре после смерти: Иона Соловецкий, в начале XVII в. переписавший в свой сборник «Поучение к своей душе» (в ранней редакции), озаглавил его как «Поучение полезно к своей комуждо души некоего Ерм(о)л(а)я»). Масштаб творчества и авторская индивидуальность Ермолая-Еразма были оценены в Новое время: он был признан одним из крупнейших писателей русского Средневековья.



 
PR-CY.ru