ЕРМОЛАЙ, Еразм - Страница 7

Осведомлённость не только в государственных, но и в семейных делах царя свидетельствует о значительной близости автора к царскому двору. Обращение «господини мои» в отношении архиепископов и епископов, а также обращение «чадо» применительно «ко всякому человеку» подтверждают священнический сан Ермолая-Еразма в этот период. Его перу принадлежит первый в истории России социально-экономический трактат «Правительница» («Благохотящим царем правителница и землемерие»; в первоначальной редакции имеет заглавие «Аще восхотят, царем правителница и землемерие»). Памятник относится к раннему периоду творчества (Ермолай-Еразм косвенно упоминает его в сочинении «К царю молении»: «Аще же и о мирьских вещех повелит твоя дръжава написати ми к благоугодию земли и ко умалению насильства, имам скровен глагол удобен явити твоей царской дръжаве»). Трактат датируется временем, непосредственно предшествовавшим реформам центрального и местного управления середины XVI в., которые были связаны с военной службой дворян, урегулированием писцового дела, корчемства и ямской повинности. Все эти вопросы нашли отражение в «Правительнице», где содержится предлагаемый Ермолаем-Еразмом проект податных реформ и переустройства поземельного обеспечения военной службы. Обращая свой проект «благохотящим царем» (по мнению писателя, «в нынешнее время... во всех языцех, кроме русийскаго языка, не вемы правоверствующа царя»), Ермолай-Еразм предлагал мероприятия, которые могли бы в эпоху крестьянских волнений способствовать «умалению насильства» и установлению всеобщего мира. Для этого, по мнению автора, если царь «верою прав есть», он должен быть справедливым по отношению ко всем общественным слоям, «разсмотряя, яже к благополучению всем сущим под ним, не едиными велможи еже о управлении пещись, но и до последних». В «Правительнице» говорится о роли крестьянства, которое, являясь, по мысли Ермолая-Еразма, создателем основных благ государства (в первую очередь, хлебных запасов, благодаря чему «Богови в службу безкровная Жертва хлеб приносится и в Тело Христово претворяется»), страдает от притеснений боярства и обременительных повинностей. В числе особо тяжких повинностей Ермолай-Еразм называет денежную ренту и ямскую подать, т.е. поборы в пользу феодалов и государственные налоги. Для исправления ситуации и «умаления мятежей» он предлагал заменить многочисленные повинности крестьян боярам и детям боярским единым годовым налогом – натуральной рентой размером в пятую часть урожая. Образцом, на который ссылается в данном случае Ермолай-Еразм, является библейский рассказ о праведном Иосифе, который, став правителем Египта, установил отчисление пятой части зерна фараону (Быт. 41:34).

 



 
PR-CY.ru