ЕРМОЛАЙ, Еразм - Страница 4

Исследователи находят примечательным, что один из списков «Слова о троичности и единстве» назван в читающейся в нём вкладной записи Вятского епископа Александра, датированной 1674 г., «книгою Зиновиевою, ученика Максимова», т.е. авторство памятника приписано Зиновию Отенскому, главному оппоненту Феодосия Косого. Во второй части «Книги о Святой Троице» («Слове о Божии сотворении тричастнем, яко да невернии, беседовав о твари, и уразумеют праве Творца всех тварей, и обратятся веровати истинному Богу, в Троицы славимому») рассматриваются проявления принципа троичности в явлениях природы, событиях Священной истории, строении человеческого тела и др. По мнению автора, все явления тварного мира трёхчастны, для подтверждения чего Ермолай выстраивает ряды триад (солнце-луна-звёзды, ветер-гром-молния, корень-ствол-ветви, плоть-жилы-кости, сердце-жёлчь-печень, ум-слово-душа, начало-середина-конец и т.п.). Завершает «Книгу о Святой Троице» «Молитва к Господу Богу Пресвятей, пребезначалней, и неразделней, и неразлучней Троицы». Молитва по содержанию напоминает Покаянный канон Андрея Критского. Она состоит из сотни стихов, каждый из которых обращён к Святой Троице или к одной из Ипостасей (большей частью к Иисусу Христу). «Большая трилогия» имела хождение в списках (целиком или в отдельных частях), иногда переписывалась вместе с другими современными ей полемическими сочинениями, в частности, с «Просветителем» Иосифа Волоцкого. «Малая трилогия» известна в единственном, авторском, списке (после «Большой трилогии»). Как и «Книга о Святой Троице», «Малая трилогия» состоит из двух полемических Слов и молитвы. Первая часть («Слово на еретики о иже от века утаеннем, о Пречистей Богородицы и о Кресте, о еже в прообразование сего древле четвероконечно сей видимый свет сотворен есть, в немже и о Адаме, и иже по нем угожеших Богу преже Закона, и в Законе, и во Благодати») открывается «дорогой для Ермолая-Еразма мыслью о Троице» (В.Ф. Ржига). Затем следует раскрытие основной темы «Слова на еретики» – рассмотрение онтологического принципа четверичности, воплощённого, в первую очередь, в Кресте Христовом. По мысли Ермолая-Еразма, «четвероконечная сила» столь же значима для мироустройства, как и «троическая». В подтверждение он приводит несколько доводов: «четвероконечное сотворение» мира (восток, запад, север и юг) прообразует появление четвёртого (в отношении Ипостасей Святой Троицы) «начала нашего спасения» – Пресвятой Богородицы; по «четвероконечному... световному образу» пророк Иезекииль видел «четверообразных херувимов», имеющих по четыре лица и крыла, а также «колёса четверичныи, полны очес со все страны»; имя первого человека – Адам Бог создал из четырёх «словес» (букв), принесённых ангелами от четырёх сторон света; Адама, умерщвлённого грехом, восставил «четвероконечною силою» Креста «вторый Адам» – Христос. Большое место в «Слове на еретики» занимают агиологические размышления. По мысли Ермолая-Еразма, равной степенью святости наделены как христианские, так и ветхозаветные праведники, угодившие Богу.

 



 
PR-CY.ru